В последнее время встаю в 5.30 утра. Я, конечно, сова, но это единственное время, когда вокруг тихо, на улице темно, только мое окно светится желтым. Домашние не пялятся в дуроскоп, не орут по телефону, а накачанный кофеином мозг спокойно перерабатывает информацию.
И вот, сидя с третьим жбаном кофе и пятой сигаретой, я нахожу в Интернете табличку о разнице уровня жизни богатых и бедных. Судя по критериям бедности/богатства, под богатыми автор понимает абстрактный средний класс, а не олигархов и их окружение.
Я жил и в провинции, и в столице, много езжу по экономически неблагополучным регионам. Работаю с 14 лет, живу самостоятельно с 16. Также я побывал в нескольких финансовых состояниях — от сбора окурков в общежитии до трат по 700 долларов в салонах красоты в 90-х. Сейчас мог бы отнести себя к среднему классу (если бы он существовал не как расчетная величина, а как социальная группа). Так что табличка вызвала мой живой интерес. Итак:
Время.
Богатый человек ездит по делам. Бедный ходит пешком.
— По делам ездят все. Кто на метро, кто на авто, кто на автобусе. Живущие в маленьких городах часто ходят пешком и за счет этого имеют меньше проблем со здоровьем. Моя мать, которая по меркам города проживания относится к тому же среднему классу, ходит на работу пешком. Худеет она так.
Богатый звонит по сотовому. Бедный беседует лично.
— Сотовые сейчас есть даже у бомжей и гастарбайтеров. Богатый может позволить себе не ответить на звонок, небогатый — нет. Он раб мобилы. Все серьезные вопросы как решались, так и решаются лично.
Богатый может купить готовую еду. Бедный готовит сам.
— Богатый может купить готовую еду. В ресторане. Дома будет готовить либо повар, либо… он сам. Вероника Белоцерковская явно не бедный человек, но вот хобби у нее такое — готовить. Основные покупатели полуфабрикатов — люди небогатые. Потому что переплачивать за полуфабрикат станет только человек, не умеющий рассчитывать себестоимость блюда, готовить и рационально закупать продукты, а значит, вообще не умеющий рассчитывать бюджет.
Богатый разогревает еду в микроволновке. Бедный — на плите.
— Тут мне сказать нечего. Я не вижу разницы, как ее разогревать. Кстати, дешевая микроволновка стоит 1500 рублей. Мы о бедных или все-таки о маргинально нищих?
Богатый пользуется стиральной машиной. Бедный стирает руками.
— Богатый купил машинку за наличные, бедный — в кредит или имеет доставшийся еще от родителей неубиваемый полуавтомат. Некоторые вещи в любом случае придется стирать руками. Людей, стирающих на речке в ледяной воде, не видел давно. Стиральную машинку в ауле — видел. Воду в нее заливали из колодца.
Богатый пылесосит. Бедный моет.
— Тут мы имеем сравнение теплого с мягким. Пылесос не альтернатива влажной уборке. Из чисто гигиенических соображений. У меня, кстати, пылесоса нет. За ненадобностью. Есть веник и половая тряпка.
Богатый чаще всего не работает сверхурочно. Бедный чаще всего перерабатывает.
— А это случай так называемого вранья. Люди, сделавшие большие деньги, слов «рабочие часы» не знают вообще. Зато я несколько раз сталкивался в экономически неблагополучных регионах с ситуацией: мне надо было что-то сделать быстро, я был готов переплатить втройне за скорость. И желающих не находилось. «А что это я буду в выходной работать?» — говорил мне человек, пять минут назад жаловавшийся на то, что не может прокормить семью. В одной из стран СНГ, где приличной зарплатой было на тот момент 250 долларов в месяц, я не смог найти водителя за 50 долларов в день. Классическая фраза «я за эту зарплату на работе и лишней минуты не останусь» — известна, полагаю, всем.
Богатый редко стоит в очереди. Бедный часто стоит в очереди.
— Одинаково стоят в очередях. Очереди могут быть за разным товаром, но они — либо есть, либо нет. Богатого никто без очереди не пропустит.
Здоровье.
Богатый уверен в завтрашнем дне. Бедный всегда в состоянии стресса.
— Ровно наоборот. Когда нечего терять, не о чем и беспокоиться. Проверено на себе. Это сейчас я в состоянии постоянного стресса — ипотека, не молодеющие родители, больной брат… а когда я жил в общаге и картошку без масла ел раз в день — нервы были крепче тросов. Говорить о том, насколько в кризис уверен в завтрашнем дне средний класс, мне представляется абсурдным. Рассуждать о том, насколько уверены в своем будущем владельцы крупных предприятий, просто незачем: в новостях все написано.
Богатый занимается спортом. Бедному некогда и не на что.
— Секундочку, бедный же ходит всегда и везде пешком? Про понтование богатых в фитнес-клубах я даже говорить не хочу: стоимость членства в фитнес-клубе — не показатель эффективности оздоровления.
Богатый проходит дорогие медицинские исследования. Бедный — нет.
— И в большинстве случаев «разводят» на этих дорогих исследованиях немилосердно. Показания к ним часто сомнительны. Основные исследования по показаниям можно пройти бесплатно или за мелкую мзду. Супердорогие и редкие исследования нужны не каждому второму. И даже не каждому тысячному. Вообще, мода на здоровье среди обеспеченных людей — совсем свежая, ей лет 15. В конце 90-х, когда я оканчивал медицинский, почти на каждой клинической кафедре нам рассказывали про новых русских, у которых в 40 лет функциональные пробы соответствовали 60 годам. Попадали они обычно к врачу уже в очень запущенном состоянии — раньше им было не до того.
(К слову: у меня уже несколько лет страховка от работодателя. За 4 года я воспользовался ею 2 раза. И не потому, что такой уж здоровый).
Богатый не боится заболеть и правильно лечится. Бедному нельзя терять деньги (работу), он снимает симптомы сильнодействующими средствами.
- Нет корреляции вообще. Те, кто могут позволить себе сидеть на больничном — будут на нем сидеть (обычно это наемные работники низшего звена и госслужащие). Те, кто не могут, — летят на сделку в Лондон на пятый день после лапароскопии. (Знаю таких людей. Еще знаю тех, кто уже на операционном столе пытались решить какой-то рабочий вопрос.)
Богатый покупает здоровую пищу. Бедный — что подешевле.
— Индустрия здоровой пищи — разводка для лохов. Здоровая пища может и должна быть дешевой, ибо это пища сезонная, а не земляника в феврале по 600 рублей за 100 граммов.
Богатый может позволить себе экологически чистые вещи, выезды на природу, фильтры для воды. Бедный постоянно под воздействием различных ядов.
— Индустрия экологически чистых вещей — тоже разводка для лохов. Фильтры для воды — товар очень сомнительной эффективности. Кипячения достаточно. Особо нервные могут покупать воду в 6-литровых флаконах по 35 рублей. 4 флаконов хватает на месяц семье из трех человек.
Под воздействием различных ядов люди находятся вне зависимости от финансового состояния. Кроме техногенных это могут быть кокаин, амфетамины, пиво, водка, суррогаты алкоголя — кому что по карману. К слову, чем беднее социальная прослойка, тем больше в ней пьют. Так было во времена Вересаева, так есть и сейчас.
Да, кстати, выезды на природу я позволить себе не могу. Мне некогда. Вместо моря у меня ванна с солью, вместо солнца — солярий.
Богатый отдыхает. Бедный надрывается.
— Пафос посильнее Блока, но к действительности отношения не имеет. Видел надрывающихся богатых и перманентно отдыхающих бедных. Видел и наоборот.
В целом у меня от такого сравнительного анализа сложилось впечатление, что автор на своей шкуре не прочувствовал ни жизнь 30-летнего провинциального инженера, получающего 8200, ни жизнь московского менеджера среднего звена, получающего 50 000. А уж про быт «золотого гетто» Рублевки или сел Северного Кавказа и говорить нечего.
http://immoralist.f5.ru/post/139111