Поговорим о детских страхах. О тех, к которым апеллируют в анекдотах адвокаты: «Уважаемые присяжные, подсудимый украл в магазине 4 лифчика исключительно потому, что в детстве его напугала авоська с арбузами». До 7 лет я боялся трех вещей: встроенного в кухонную стену вентилятора, Красной Шапочки, и Аллы Пугачевой.
С вентилятором все было понятно: мрачного вида лопасти начинали самопроизвольно шевелиться в непредсказуемый момент, и я догадывался, что ожидать от них можно всего – воображение у меня всегда было богатым.
С Пугачевой тоже все было понятно: в тот момент, когда я виртуозно крал рубль из отцовского кошелька, зловещий голос из радиоточки пропел «то ли еще будет, ой-ей-ей!» У меня случились чувство вины, импринт, и все, что положено. Рубля так и не хватились, но лет до 8 я ловко прятался под стол при первых тактах ее песен.
Страх Красной Шапочки был необъясним: к шести годам я читал тюркский эпос и избранные места из Уленшпигеля, знал от отца, как именно навсегда оживили Ленина, был пару раз ударен током за излишнюю любознательность, и напугать меня было непросто. Но до сих пор, услышав «Ааааа, крокодилы-бегемоты!» я почему-то вспоминаю запах болгарского перца, кишиневское лето, и ощущение, что жизнь масштабно не удалась.
Нет, я не вырос маньяком. Не бросаюсь на вентиляторы, не охочусь за автографами Аллы Пугачевой, и вдоволь повеселился в прямом эфире с Яной Поплавской: исполнительница роли Красной Шапочки оказалась при знакомстве веселой и обаятельной женщиной.
Когда я пытался намекнуть на тонкую душевную организацию и детские психотравмы, жена-психиатр говорила мне: «Ты психически здоров до отвращения. Кончай клоунаду, иди мусор вынеси».
Детская психика вообще крепче, чем принято считать в последние годы. Выживают же как-то детки после кровожадных сказок братьев Гримм и членовредительского мультфильма «Том и Джерри».
Поэтому я с недоверием отношусь к сюжетам, в которых встреча с пугающим предметом в детстве определяет в дальнейшем все выходки героя. И только уничтожив тряпичного клоуна/папины тапочки/мамин парик, герой превращается из жабообразного лузера в прекрасного менеджера среднего звена, женится на соседке и лишь изредка пугает свой брекетоносный выводок портретом прабабушки.
http://immoralist.f5.ru/post/44265