Пацаны, остаются пацанами, как у всех советских школьников мое детство прошло на улице, у мальчиков в генах заложена борьба, и нам требовалось оружие. «Бусидо» советского пионера предписывало самому сделать себе оружие, выпилить, вырезать, вырубить. Трудились добросовестно, старательно, материалы разыскивали на промзонах, отцовскими инструментами отделяя лишнее – получали долгожданное.
1. Лук
Лук, обычно, мы изготавливали из веток дерева карагач (бересток) не очень толстых, чтобы хорошо пружинили.
Стрелы для лука делали из сухих стеблей камыша, нагружая их металлическим гвоздем впереди. Тетиву изготавливали из толстой бельевой веревки.
Стрела выпущенная из такого лука вертикально вверх, поднималась так высоко, что исчезала из вида. Прицельной стрельбы мы не вели из лука, а лишь развлекались стрельбой в высоту и вдаль.
2. Рогатка
Рогатка изготавливалась из такого же дерева, что и лук – карагач. Резиновые жгуты мы вырезали из старых водолазных костюмов, противогазов и т.д.
Жгуты завязывали не узлами, а пасовали ниткой. Пятку рогатки вырезали из кожи.
Стрельба велась камешками круглой формы, гайками М6-М8, особенно ценились шарики из подшипников, за идеальные размеры и хорошую массу при малых размерах.
3. Палка-металка (шмаргалка, по нашему)
Это орудие изготавливалось из тростника (очерета), использовалось как правило зимой, потому как именно тогда был подход по льду к самым длинным тростникам.
Орудие это поражает простотой, собственно шмаргалка – это метровая палка из тростника, в последнем колене которой вырезано глухое окно.
Если вставить в это окно тонкой стороной копье из тростника, то при определенных навыках не составит труда послать копье на 100-150 метров в даль (шмаргалка удлиняет плечо примерно на 1 метр).
За счет естественной траектории, вызванной силой тяжести, копье приземляется под углом 30-45 градусов и как правило втыкается в снег, точно отмечая место падения.
Саму шмаргалку изготавливали с помощью ножа за 2 минуты, еще 5 минут требовалось для заготовки копий, резким ударом ботинка по стеблю, у самой земли (льда), копье из тростника срезалось от корня, сломать его иначе не повредив очень сложно. А потом соревнования, у кого дальше улетит копье.
4. Горохострел
Это было низшим звеном стрелкового оружия советских школьников. Делался горохострел так: к планке, изолентой, крепилась деревяная бельевая прищепка, других тогда не было.
К другому концу планки крепилась «резинка из трусов» бельевая резинка, зигзагом прошитая ниткой, все. Берем горошинку, вкладываем в резинку и зажимаем в прищепку – оружие готово к бою. Вместо горошины использовались и мелкие камешки.
5. Спичкочстрел (прищепка, стреляющая спичками)
Все предельно просто, разбирается деревянная прищепка, в одной стороне делается паз-канал для спички, и место для проскока пружины, дальше половинки скручиваются вместе как показано на рисунке, вставляется пружина.
Для взвода пружина отводится назад до зацепления за в штатный паз, а нижняя часть пружины проталкивается вперед до щелчка, все оружие взведено. В канал вводится спичка и по желанию поджигается или нет, на пружину жмут как на спусковой крючок пистолета, спичка пролетает от 3 до 5 метров.
Если выстрел производится подожженной спичкой, то спуск происходит одновременно с «чирком» о спичечный коробок.
6. Самострел (опасный)
К деревянной планке изолентой крепилась трубочка от авторучки, на расстоянии половины ампулы от авторучки крепился зажим, типа «крокодил». Впереди планки крепилось кольцо из авиационной резинки.
Теперь сама ампула, верхняя часть ее разрезалась на глубину 5 мм, в нижнюю часть, вместо стержня, вставлялась большая игла (поэтому самострел и был очень опасен, при дальности стрельбы – 10 метров, он был очень опасен для глаз).
Пользовались таким самострелом, как правило, зимой, внутри помещений. Стреляли по спичечным коробкам или любым другим мишеням, благодаря игле стрела встревала в любые поверхности.
7. Скобочник
Очень распространенное оружие. Самой главной деталью становилось деревянное ружье. Ружьем очень дорожили, ведь выпилить ружье даже при наличии инструментов для ребенка – дело не пяти минут, на это уходило полдня, а то и весь день.
Счастье тому, чей отец помогал сделать ружье, обычно такие ружья имели закругленные формы как настоящие. Для надежной фиксации скоб, рекомендовалось прибить к скобочнику кусочек наждачной бумаги – это исключало случайный выстрел и позволяло бегать с оружием.
Резинки для скобочников были отдельной темой. В магазинах в те времена резинки не было, и мы бегали на склады в которых разгружали цемент, там выдавали марлевые повязки с резинками. Использованные повязки раздирались для противогазов.
Обычно туда ходили раз в месяц, дорога была дальней и опасность быть застуканными родителями становилась как никогда близкой.
8. Шарик + патрон (иногда духарик)
Это более позднее орудие, возникшее в конце 80-х, по крайней мере в моем городе. Как все гениальное, изобретение просто и дешево как борщ. На электрический патрон Е27 сверху натягивался воздушный шарик и закреплялся изолентой.
Стреляли рябиной, лучше черноплодной (пятно красочней, особенно на одежде). Оружие стало культовым, за счет своих выдающихся качеств:
- высокая точность на малых дистанциях до 15 метров, дальше в силу вступала скорость ветра,
- высокая дальность до 50 метров, стыдно признаться, но я лично засадил мужчине на велосипеде метров с 25-30 в мягкое место стреляя на удачу,
- малый вес,
- малые габариты,
- доступность боеприпасов (рябина)
Мой отец, будучи человеком веселым, не без интереса отнесся к новому изобретению пацанов, и внимательно рассмотрев резюмировал – ерунда, после чего даже предложил себя в качестве живой мишени, для оценки боевой мощи.
Была осень, мы возвращались из гаража и я уточнил, правильно ли я понял он хочет чтобы я выстрелил в него? Я остановился, отпустив продолжающего движение отца, метров на 10, и по взрослому натянул шарик.
Рябина попала точно в центр левой ягодицы. Дальше движения отца стали похожи на те, что исполнял мужчина из фильма «Один дома», когда Кевин выстрели в него из пневматического ружья.
9. Воздушка, духовушка, духарик
На рисунке видно, что я использовал то же ружье, что и для скобочника. В жизни тоже так часто происходило, следующей ступенью эволюции «скобочника» становилось превращение в «воздушку».
Тому много причин: найти приличную доску было проблематично, для этого ходили на пакгаузы или склады, где если повезет, найдется упаковка от чего-либо из дерева с досками нужной ширины.
Насос как правило использовали от своего велосипеда с доработками. Переменчивая мода то возносила поршни из войлока, то возвращалась к стандартным кожаным поршням.
Любые попытки вклинится в процесс создания духового ружья взрослых заканчивались полным и разгромным фиаско. Стволы, вкрученные взрослыми по резьбе, почему-то всегда стреляли хуже чем вклееные на детские изолентнопластилиновые сопли. Поршни, изготовленные взрослыми токарями из дюралюминия, с резиновыми уплотнительными кольцами, приводили к заеданием в цилиндре и всегда проигрывали в производительности старым вырезанным из валенка поршенькам, прибитым гвоздиком к деревянной планке и пропитанных маслом.
Стреляли такие ружья пластилином или картошкой, пластилиновый заряд усиленный дробью или шариком от подшипника имел значительную поражающую силу и мог на значительном расстоянии убить голубя.
10. Самопал
Самопал делали так: металлическую трубку подходящего размера, сначала драили наждачкой песком и всем чем можно до блеска внутри.
Потом склепывали на конце крепко и надежно и загибали под углом. Далее делали пробку из свинца, для этого заполняли трубку кусочками свинца, нагревали пока свинец не расплавится и давали остыть. Шомполом измеряли глубину
и напротив свинца дальше на 2 мм делали пропил напильником, до появления тоненького отверстия для поджига.
Трубку изолентой или проволокой укрепляли на деревянной ручке. В зависимости от способа воспламенения оружие называлось поджиг (спичечным коробком поджигалась спичка укрепленная на стволе) или самопал (поджиг от некого жалкого подобия ударно спускового механизма).
Взрывчатым веществом служил состав счищенный со спичек, пулей служила дробь или шарики от подшипников, вместо пыже мятая бумага.
Скажу честно до самопала я так и не дошел, слишком уж опасен этот вид оружия. Я знаю двоих, кто лишился глаза в детских баталиях. Но как поется в песне … и мальчишкам нельзя, не соврать ни обмануть – не с пути свернуть.