Зеркало


18+


07 мая, 2010

Дети войны

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних 59-76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом.

Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5 –6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: „Дядя, не надо мою маму!“ Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: „Мама, не умирай!“ Но она умерла. Я осталась одна».

Война отучила этих детей плакать. Вспоминает Валентина Ивановна: «Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя». Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии — будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.

Вспоминает Николай Пантелеевич Крыжков: «Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забирали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии под Шауляем был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Пришел туда – немецкий автомат через плечо, два диска к нему в вещмешке лежат, в рукавичках – гранаты, под рубашкой „Парабеллум“ спрятан. Вот такое было у меня вооружение».

Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. Был заместителем начальника группы «Поиск», собирал материалы для «Книги Памяти». Сейчас хотел бы поехать в Москву на встречу с ветеранами 2-й гвардейской армии, но проездные дают только по территории Украины.

Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. «Нас постоянно перебрасывали из одного детдома в другой, – рассказывает Валентина Ивановна, — Володинский, Усольский, Касибский Два года – 1946-1947 гг. я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки».

Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Вспоминает о войне преподователь МУК-21 Командровский В.Г. Война началась для меня и моих родителей уже 21 июня 1941 года, так как отец был пограничник, в субботу с нами попрощался и уехал на границу, а жили мы в пограничном городке. Мама и я (мне 9 лет) успели сесть в эшелон. В пути примерно с месяц до Москвы было все: и бомбежки, и мертвые, и на глазах убиваемые люди, … Эвакуированы были на Урал, где были свои лишения из-за неустроенности и голодовки. Правда, в школе кормили детей каким-то подобием обеда. После Победы в школах тоже подкармливали: давали кусочек черного хлеба 5см*5см, смазанный повидлом. Как мама сводила концы с концами, непонятно. Вы знаете, что такое «затируха»? В кипящую воду бросается сколько-то жменек муки, перемешивается, еда готова. Изо дня в день, но не всегда 3 раза. Но с голоду я не опухал. Не сравнить с детьми, которых привозили из осажденного Ленинграда. Из поездов выносили и умерших в пути от истощения… И родители у меня были живы, в детдоме я не был. Хотя в интернате с октября 44-го до Победы был. Что папа жив, мы узнали лишь в декабре 41-го. Из газеты, где были напечатаны списки награжденных боевыми орденами и медалями. Были и другие лишения во время войны и в первые годы после. Долгое время мне и многим моим сотоварищам хотелось просто наесться хлеба. Но все это не те лишения и ужасы, что перенесли многие дети, потерявшие родителей, бывшие в оккупации или угнанные в фашистскую неволю.

Мои родственники из Донбасса были угнаны в Германию – мальчик 12 лет и девочка, точнее девушка 16 лет. Мальчик так и сгинул в Неметчине, ничего неизвестно о нем. А девочка (Собина) – это целая история. Дело в том, что Собина, рабыня по-существу, чем-то не угодила немке-хозяйке и та ее отправила в лагерь Майданек на уничтожение. Но так как девушка была немного образована по медицине, то ее оставили при лагерной больнице. Ее будущий муж, Тадеуш был участником польского Сопротивления, за ним охотилось гестапо. Взяли в заложники его отца и брата и предупредили мать, что их повесят, если Тадеуш не сдастся.

Но Тадеуш со многими другими поляками попал в облаву, и его отправили в Майданек на уничтожение. А отца и брата при народе, согнанном на центральную площадь Кракова, в том числе и при матери, повесили. После этого мать тронулась рассудком. В лагере Тадеуш через короткое время оказался в груде очереди на сожжение. Об этом он уже плохо соображал, т.к. весил около 48 кг при росте за 180 см и обычном весе под 100. В лагере действовало подполье, Тадеуша переправили в больницу. Там Собина его выходила, они полюбили друг друга, после освобождения поженились. Были они в гостях у нас, и мы были у них по приглашению. Хотелось бы отметить вот что. Дети остаются во многом детьми даже в тяжелейших условиях.

Замученные дети 1942 г. Место съемки: Сталинград:

дети войны

В тылу — завод №63:

дети войны

В хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса, Новый год 1941/42 г.:

дети войны

дети войны

Убитый мальчик Витя Черевичкин с голубем в руках (год съемки не установлен). Место съемки: Ростов-на-Дону:

дети войны

15 июля 1943 года Толя Фролов на пепелище своего дома. Село Ульяново Орловской области:

дети войны

Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника (год не установлен):

дети войны

Юные защитники Ленинграда на Дворцовой площади, 1945 г.:

дети войны

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Комментарии
Ебаб
07.05.10 14:10

Бля! У меня аж слезы на глазах стоят ...

 
x@mmlo
07.05.10 14:15

....

 
Муха
07.05.10 14:47

вечная слава всем участникам этого нелегкого времени

 
poTa
07.05.10 15:12
"Ебаб" писал:
аватарку лучшеб поменял в такие дни, дебилбля
 
у
07.05.10 15:20

вот сука кто себе свастику накалывает что смотреть надо пи..сы

 
Квадрат
07.05.10 15:42

Это страшно... Господи, спаси и сохрани!

 
SS
07.05.10 15:55

Бля, да это-ж советская пропаганда, я то думал уже никто в нее не верит, ан нет, нашлись наивные... Немцы, конечно, благородными рыцарями не были (да и вообще такое-же понятие как дед мороз), но и не до такой прямо степени извергами.
Еще надо бы сравнить немецкие лагеря с советскими (в которых советские же люди сидели)...

 
Ебаб
07.05.10 16:29

poTa соси хуй!
Уважение не аватарками мерится.

 
Ебаб
07.05.10 16:30

SS еби отсюда нахуй!
В советских тюрьмах детей в печах сжигали?
Мудак блять.

 
kamancha
07.05.10 17:35
"SS" писал:
Бля, да это-ж советская пропаганда, я то думал уже никто в нее не верит, ан нет, нашлись наивные... Немцы, конечно, благородными рыцарями не были (да и вообще такое-же понятие как дед мороз), но и не до такой прямо степени извергами.
Еще надо бы сравнить немецкие лагеря с советскими (в которых советские же люди сидели)...
Пиздуй откуда вылез и чтоб тебя там разорвало,гад ты
 
Квадрат
07.05.10 18:37
"SS" писал:
Бля, да это-ж советская пропаганда, я то думал уже никто в нее не верит, ан нет, нашлись наивные... Немцы, конечно, благородными рыцарями не были (да и вообще такое-же понятие как дед мороз), но и не до такой прямо степени извергами.
Еще надо бы сравнить немецкие лагеря с советскими (в которых советские же люди сидели)...
Вот бы встретить тебя где-нибудь в безлюдном месте... Рука бы не дрогнула, поверь.
 
poTa
08.05.10 02:19
"Ебаб" писал:
poTa соси хуй!
Уважение не аватарками мерится.
нет блять, не аватарками, а ими надписями, чмо ты галимае, вафёл блять
 
MAKCK
08.05.10 14:20
"SS" писал:
Бля, да это-ж советская пропаганда, я то думал уже никто в нее не верит, ан нет, нашлись наивные... Немцы, конечно, благородными рыцарями не были (да и вообще такое-же понятие как дед мороз), но и не до такой прямо степени извергами.
Еще надо бы сравнить немецкие лагеря с советскими (в которых советские же люди сидели)...
ты просто - ГОНДОН
 
Ололоец
09.05.10 11:21
"SS" писал:
Бля, да это-ж советская пропаганда, я то думал уже никто в нее не верит, ан нет, нашлись наивные... Немцы, конечно, благородными рыцарями не были (да и вообще такое-же понятие как дед мороз), но и не до такой прямо степени извергами.
Еще надо бы сравнить немецкие лагеря с советскими (в которых советские же люди сидели)...

Ты - хуй и гавно

 
Искатель правды
09.05.10 18:53

Мои родственники жили на оккупированной фашистами территории и никто их в печах не сжигал и не расстреливал. Просто они не рыпались.Попробуй сейчас побороться с властями с оружием в руках и тебя сразу же назовут террористом и замочат в сортире.А фашисты тогда были просто временно пришедьшей властью.А как известно любая власть гнобит и доит народ.И один человек мог быть полицаем и своих от немцев отмазывать аего брат родной -офицером нквд и людей сотнями стрелять!
Так что с праздником!!! Но мне ветеранов жаль до ужаса.Ведь внук диктора Левитана которого Адольф считал своим личным врагом по пьяни зарезал свою мать то есть его дочь!И на хер спрашивается он старался? Или я не прав?

 
SS
10.05.10 11:25

Ну вы и идиоты!!!
Вы что, и в самом деле верите что немцы жгли детей в печах? Господи прости их, ибо не ведают...
ЭТО ВСЕ БЫЛА ПРОПАГАНДА, на самом деле немцы не делали и десятой части того что о них говорили. Это примерно то-же самое как самовары с водкой и медведи на красной площади.

Так что я одного не понимаю: эта аггрессия спровоцирована вашей уверенностью в правоте этих сказок, или все-таки правда глаза колет?

 
Евгений
10.05.10 17:28

"SS" писал:
Ну вы и идиоты!!!
Вы что, и в самом деле верите что немцы жгли детей в печах? Господи прости их, ибо не ведают...
ЭТО ВСЕ БЫЛА ПРОПАГАНДА, на самом деле немцы не делали и десятой части того что о них говорили. Это примерно то-же самое как самовары с водкой и медведи на красной площади.

Так что я одного не понимаю: эта аггрессия спровоцирована вашей уверенностью в правоте этих сказок, или все-таки правда глаза колет?

ты ублюдок, ты хочешь сказать, что мой дед который все это видел сам, и сам тянулся до черты определяющей рост и значит судьбу: в печь или на работы - пропагандист? тварь, еще раз повторю, он это не читал в книгах, ему это не рассказывали в школах - он сам все это прошел.
и брата его который на носках стоял, но ему не хватало все равно сантиметров 10 и без разговоров - в соответствующую очередь. а крики: дяденьки не надо, я сильный, я могу работать - естественно пропаганда...
знаешь ублюдок, ты везучий. что есть инет и ты щенок можешь гавкать безнаказано. если бы ты мне это сказал в лицо, ты подавился своими зубами. клянусь.
а так... ну что же, пиши... за экраном - ты герой.

 
SS
10.05.10 17:45

Я смотрю ты тут кулаками размахался за клавой, смотри не задень монитор, а то может еще руку себе сломаешь и на меня валить будешь.

Мои деды и прадеды жили под немецко-фашисткой оккупацией, и ничего, никого не жгли, не насиловали, и даже продукты они чаще покупали чем отбирали. А вот когда русские пришли обратно - одних прадедов сослали в сибирь, не дав даже времени на сборы, и заставили их там самих строить себе жилище из мерзлой земли. Только потому что они были достатка высше среднего (хотя совсем не богачи).
Так что оставьте свои сказки и перестаньте брызгать слюной, научитесь смотреть на все это объективно и непредвзято.

 
11
10.05.10 18:02

рассказы родственников прошедших через это - это не объективность?
ты похоже простой тупой дрочер.
а то, что твои предки и в оккупации хорошо устроились - говорит о многом.
а сослали их не из за достатка, а со сотрудничество с фашистами, иначе как еще можно было в период массового грабежа иметь высокий достаток?

 
kamancha
10.05.10 19:34
"SS" писал:

Мои деды и прадеды жили под немецко-фашисткой оккупацией, и ничего, никого не жгли, не насиловали, и даже продукты они чаще покупали чем отбирали. А вот когда русские пришли обратно - одних прадедов сослали в сибирь, не дав даже времени на сборы, и заставили их там самих строить себе жилище из мерзлой земли. Только потому что они были достатка высше среднего (хотя совсем не богачи).
Ты ,случаем,не из прибалтики? Если да,то это всё объясняет. Ну а если нет,то по-ходу просто начитался (насмотрелся) всякого бреда. Нюрнбергский процесс доказал что фашисты сжигали детей. Ну а что хотели твои прародители?Что живя хорошо при немцах,а значит,принимая их идеолгоию, они также хорошо будт жить и в СССР после войны? Чушь
 
SS
11.05.10 12:09

Ну вы и злобные чудаки...
Нет, я не из прибалтики, и мои прадеды не сотрудничали с фашистами. Но и резона с ними зря ссориться тоже не было, потому что вели они себя цивилизованно, не было никакого "массового грабежа" (это было потом, когда советская власть разграбила все до чего руки дотянулись), правда жили они где хотели, и помешать им в этом не могли, но в остальном люди вели довольно нормальный образ жизни: ходили в школу, на работу и тому подобное. Воевали и умирали солдаты, а мирное население занималось своими делами.

 
AKB
11.05.10 13:47

Во вторую мирову погибло 26 милионов человек, из них только половина солдат. SS, если ты это пишешь чтоб людей позлить, не к чему это. Не та тема...

 
bulan
11.05.10 14:23

Вечная СЛАВА и ПАМЯТЬ!!!

 
a6m5
11.05.10 16:24

Господа, зачем в этой теме срач устраивать?
Да, немцы убивали детей, и вообще мирных жителей, следуя доктрине Гитлера о "Колонизации восточных земель". Хотели истребить вообще всех славян. Но такой приказ вышел в 1942 году, а до этого армейские части (Вермахт), в большинстве своём, вели себя более-менее прилично. А потом пришли карательные отряды SS и именно они занялись массовым истреблением людей. Конечно, и до приказа Гитлера многие части SS массово уничтожали людей, но эти случаи были не столь часты, как после приказа.
Разные очевидцы тех лет приводят разные факты. Всё зависело от того, какая немецкая В/Ч занимала данную территорию. Были и изверги, но были и добрые люди. Бабушка моего друга рассказывала, что когда они с матерью умирали с голоду, немецкие солдаты (обычные солдаты Вермахта) их подкармливали, и только благодаря этому они выжили. А мой дед, который сам пошёл в 12 лет юнгой на флот, и участвовал в наземных операциях, рассказывал, что сам видел изувеченные тела женщин и детей, которых убили SS-овцы.
Так что, господа, однозначных выводов делать не следует. На войне по-всякому бывает.

 
Юстас Алексу
12.05.10 01:04

А подруга моей бабки при фрицах ничё жила и сынка воспитала и стал вин прэзидэнт Ющщенко!

 


Последние посты:

Девушка дня
Итоги дня
Муж лучшей подруги - почему бы нет?
Ассорти
Современный немецкий анекдот
Красиво же получилось?
Хитрые китайцы
На улицах Лос-Анджелеса своя атмосфера
Как я собеседовался в одну IT компанию
Жесть!!


Случайные посты:

Что будет, если мясоеды будут вести себя как веганы
Главное - правильный ракурс
Сценарий для порнофильма
Поздравляем!
Особенность менталитета немцев
Винегрет картинок
Итоги дня
Как определить необходимый объем сумочки
А кто сегодня ты?
Винегрет