Вчера в аукционном доме «Шестисотбис» на Ройал-Педал-стрит, 34 в Лондоне прошли очередные торги. Их с полным основанием можно было назвать «русскими».
194 лота: от знаменитой картины И. Репина «Турецкий султан пляшет, чтобы получить письмо от запорожских казаков» до скульптуры «Дюймовочка» работы З. Церетели (в масштабе 10000:1) и жизнеутверждающего полотна К. Брюллова "Предпоследний день Помпеи" (более известная как «Гуляй, Помпея!»).
Представлены обязательные Петров-Водкин "Купание зелёных чертиков" (оценена в 200 тыс. фунтов), Врубель ("Димон") и Кустодиев ("Толстая тетка с блюдом холодца, кому как, а мне толстые нравятся!"), малоизвестный Айвазовский («Ночной вид на нефтяное пятно на Черном море»), немного передвижников, шаромыжников, фуфлыжников, сутяжников, бражников и забулдыжников.
Подлинным откровением для ценителей изобразительного искусства стал «Портрет неизвестного» работы художника ГУВД г. Дреколье-Сибирское, написанный со слов потерпевшей.
Один из самых дорогих лотов — окурок Федора Шаляпина с хорошо сохранившимся прикусом и привкусом гениального русского баса. Лот выставлен на аукцион потомками династии известных театральных уборщиц Сухово-Помылиных.
Немного уступил шаляпинскому чинарику кусок стены общественного туалета из г. Витебска конца XIX века с неизвестными доселе набросками раннего Шагала.
Огромный интерес у коллекционеров вызвали камин Н. В. Гоголя с остатками рукописей гениального писателя (около 300 г), малахитовая скорлупа от знаменитых яиц Фаберже, неразъемные (монолитные) матрешки выдающегося матрешкописца Феофана Грефа (XV в.), кайло и лом князя Анненского с рукояткой мамонтовой кости, работы неизвестного иркутского мастера начала XIX века, а также тачка Кюхельбекера.
Лыжи, подаренные Полю Робсону коллективом воспитанников детского дома «Красная сирота» г. Опупенза, обе в отличном состоянии, ушли по 1000 фунтов каждая, подлинная рукопись III главы «Евгения Онегина» А. С. Пушкина с рисунками работников Главного Госархива РФ — за 500 фунтов.
Сами же организаторы считают хитом аукциона пять картофелин В. И. Чапаева, на которых он объяснял Петьке, где должен быть командир. Начальная цена лота — 5000 тыс. фунтов за килограмм. Эксперты тщательно изучили каждую картофелину и установили, что все они — подлинные.
Из иностранных «товаров» заслуживают упоминания лишь руки Венеры Милосской, принадлежащие греческому коллекционеру Нихренасису Козинакису (руки настоящие, волосатые, до пола) и подлинные уши ван Гога и Эвандера Холифилда из коллекции Майка Тайсона. Ну, и, пожалуй, колода карт, игральные кости и портсигар Папы Римского.
Однако русский, а точнее, советский антиквариат ценился неизмеримо выше.
Ленинский кукиш из хлебного мякиша, съеденный Ильичом в 1903 году и восстановленный скульптором И. Шадром по описаниям старых большевиков, новогодняя маска И. В. Сталина (1937 г., маска — «Зайчик», выполнена из пуленепробиваемого папье-маше, усы из обсидиана, а нос — из уральского гранита с красными прожилками), именной кинжал, подаренный тому же Сталину работниками Московского мясокомбината (с гравировкой «Умри, собака, друг всех детей!»), посмертная маска сварщика Сидорова, позолоченный ледоруб с дарственной надписью "Дорогому товарищу Троцкому", широкие штанины Маяковского (две штуки) с хорошо сохранившимся облаком, серебряная кочерга, которой С. Есенин бил свою возлюбленную Ай. Ай. Дункан, портрет К. Е. Ворошилова верхом на М. И. Калинине, шнурки Юрия Гагарина, ботинок Никиты Хрущева, расческа для бровей Леонида Брежнева, трубка Бориса Ельцина работы знаменитого мастера Дебейки, рукописные варианты гимнов СССР и России на музыку Александрова, представленные С. Михалковым (всего 1500 вариантов гимна), — все это разошлось на аукционе «Шестисотбис» как горячие пирожки на Хитровском рынке конца XIX — начала XX века!