Вы не задумывались, откуда у наших жлобов привычка перед тем, как среди знакомых людей звучно испортить воздух, привлекать внимание, поднимая вверх указательный палец? Традиция этого метеористического ритуала пришла в наш социум из Франции — страны парфюмов, изысканных вин и благородных манер. Наблюдая за наполеоновскими воинами, русские убедились, что настоящие французы — они даже "газики" выпускают не лишь бы как.
Самым искусным мастером художественного пука всех времен считается месье Жозеф Пужоль (сценическое имя — «Ле Петоман»), кабареточный артист оригинального жанра. О нем и поговорим без ложного жеманства.
Всякий старый пердун когда-то был молодым... То было горячим летним днем в середине 1860-г, на Лазурном берегу. В море купался маленький французский мальчик Жозеф. Оставшись без надзора мамы, он набрал воздуха в рот и нырнул под воду, где его живот, а именно кишечник, моментально сковало ощущение ледяного холода. Выбежав на берег, мальчуган испытал еще один шок, когда из его задницы потекла упругой струей морская соленая вода.
Тогда напуганный, отведенный мамашей к психиатру, юный Пужоль еще не знал, что случившееся с ним обнаружило не болезнь, а чудесный дар, который вскоре сделает Жозефа чуть ли не символом самого Парижа и самой яркой звездой эстрады эпохи кабаре.
Ж. Пужоль родился в Марселе 1 июня 1857 г. Ходил в школу, потом работал булочником и, наконец, ушел служить во французскую армию. Однажды Жозеф разболтал однополчанам о своем главном событии детства и те потребовали повторения. Через пару дней эксперимент состоялся с положительным результатом. Более того, бравый солдат Пужоль обнаружил, что, работая мышцами живота и попы, он может позволить себе всосать столько воды, сколько нужно, а потом извергнуть ее с требуемой скоростью и силой. Номер с фонтаном из задницы стал в казармах развлечением номер один, и тем временем Пужоль стал упражняться уже не с водой, а воздухом. Что дало ему возможность значительно развить талант, научиться производить анусом самые разные звуки, и всю оставшуюся жизнь гордо носить армейское прозвище «Ле Петоман», т.е. «Человек-пук» или просто «Пердун».
Вернувшись из армии, Пужоль освоился в семейной пекарне, женился на дочери местного мясника. Он полюбил выступать в мюзик-холлах, разыгрывая сценки, услаждая уши марсельцев песнями и даже играя на тромбоне. О его секретном духовом инструменте в то время знали только самые близкие друзья. Они-то и настояли на том, чтобы тайный талант Пужоля стал явным для широкой публики.
Человек, который стоит на сцене и пукает государственный гимн... В наши дни это — герой анекдотов, и нас, сегодняшних, уже трудно чем-то шокировать. То ли дело — французов и особенно француженок образца 19-го века. Маленький театр одного актера, открытый Пужолем сотоварищи в Марселе, ежевечерне был набит битком. Не было ни одного марсельца, кто бы хоть раз не надорвал живот от хохота, не утонул в слезах, слушая, как Пужоль пукает «Марсельезу».
В 1892 году состоялось то, к чему Ле Петоман готовился несколько лет настойчивых тренировок — дебют в парижском кабаре «Мулен Руж». Для первого выступления Пужоль нарядился очень строго: пиджак, красные панталоны, белые гетры, перчатки: «Дамы и господа, я прошу вас ознакомиться с искусством петомании!»
Выступая, Ле Петоман демонстрировал весь динамический диапазон собственной задницы, от высокого тенора до глухого, сотрясающего грудные клетки, баса. Он подражал пуку маленькой девочки, старой тещи и невесты в брачную ночь, имитировал гром и пушечные залпы. Кульминацией шоу было присоединение к ректуму через резиновую трубку небольшой флейты и — волшебная газированная музыка.
Степенные парижские дамы, затянутые в тугие корсеты, от истерического смеха падали в самый настоящий обморок. В залах европейских кабаре, где гастролировал Пужоль, постоянно дежурили медсестры в белых халатах. А для тех из мужчин, кто подозревал Ле Петомана в мошенничестве, артист устраивал приватные концерты с обнаженным задом. На одном из таких интимных перформансов инкогнито побывал король Бельгии и расплатился золотой 20-франковой монетой, большими на то время деньгами. Вообще Пужоль приносил «Мулен Руж» замечательные барыши, зарабатывая вдвое больше, чем первая дива тех лет, Сара Бернар.
Дружба Пужоля с «Мулен Руж» длилась не слишком долго — с 1892 по 1895 год. Затем, после ссоры и судебных тяжб с хозяином кабаре, артист оригинального жанра открыл собственный «Театр Помпадур». Ле Петоман пукал, его друзья и сыновья давали пантомиму и сеансы магии. Главным спектаклем «Театра Помпадур» стал детский — сказка из жизни обитателей леса. С помощью попы дядя Жозеф знакомил юных парижан с голосами зверей и птиц.
На заре ХХ века карьера Жозефа пошла на спад. Публике надоело. «Театр Помпадур» закрылся, когда 4-х сыновей плодовитого артиста призвали на фронт Первой мировой войны. Одного из них посадили, еще двое вернулись инвалидами, и Пужоль потерял интерес с артистической карьере. Многодетная семья Ле Петомана вернулась в Марсель, к родному, привычному пекарскому бизнесу.
Жозеф Пужоль умер в 1945 году. Один из медицинских институтов предлагал родным артиста 25 тысяч франков за его тело, но никто из детей Пужоля не дал согласия — слишком сильно они любили такого доброго, веселого и заботливого человека, каким был их отец.
В одном из американских музеев хранится запаянная капсула с газами из кишечника великого пердуна. Пока ее не вскрыли, Жозеф Пужоль остается с нами как уникальнейший представитель рода человеческого.
Естественно лучшего пердуна на свете лучше один раз услышать, чем 100 раз увидеть и прочитать. Прослушайте старую запись концерта в Париже в 1904 году.
Особо обратите внимание на конец первой и второй минуты.