Сейчас довольно-таки много пишут о 1980-х - правды, неправды, откровенной лжи и - мифов. Пишут двадцатитрёхлетние выпускники журфака или ещё какого-нибудь «-фака»... В любом случае, эпоха была интересная - разгар Перестройки, этакий «разгул в пределах допустимого». Рижский рынок, кооперативные варёнки, тоненькая - почти самопальная книжечка про Битлз, шквал западной музыки, «Чевенгур» Андрея Платонова. Первая возможность сделать выбор. Я не хочу давать никаких моральных оценок, как это делают сейчас очень многие - мол, променяли космические тропы на поддельные итальянские полусапожки. Если 99 процентов молодёжи сделало именно такой выбор, стало быть - пенять не на кого. Всем хотелось танцевать под Сабрину и носить импортную джинсу. Хотя бы потому, что это стало доступно... Ну да ладно, приступим.
...До 2008 года никто и не вспоминал про Машу Калинину - по сути первую Мисс, первую официально коронованную Венеру на территории Советского Союза. Это был локальный конкурс «Московская красавица - 88», финал которого показывали в середине июня 1988 года. Через 20 лет о Маше снова вспомнили и продолжают вспоминать до сих пор - прошло время и наступила пора ваять легенду. Все статьи о Маше начинаются примерно такой фразой: «Когда был объявлен кастинг, все девушки Советского Союза загорелись желанием поучаствовать!»
Не могу так сказать. И не только потому, что сама я страшно далека от темы, а потому что в моём же классе училась дева, подходящая и морально, и физиологически для подобного рода мероприятий. Она ни-че-го не знала об этом кастинге... Более того - большинство дев узнало об этом конкурсе только из программы телепередач - это было любимое чтение многих людей. Программу читали с ручкой в руке, отмечая хорошее (или просто - иностранное) кино, новую программу, а также всякие новомодные штуки, вроде всё того же конкурса красоты.
Да. Это событие было замечено - многие смотрели финал конкурса. Многим отчаянно не понравилась Маша Калинина, особенно её улыбка. Поскольку девушка оказалась медиа-персоной, о ней тут же поползли противные слухи. Ей стали приписывать каких-то влиятельных предков, включая Всесоюзного Старосту Михаила Иваныча Калинина. Тогда вообще везде и во всём видели «блат», полагая, что просто так никакие блага не достаются. Судя по всему, Маша действительно победила «просто так» - она не была из какой-то гипер-элитной семьи, не тусовалась с сильными мира сего и вообще не светилась. Просто хорошая девочка из приличной интеллигентной фамилии. Комсомолка, спортсменка, далее - по списку. Я не знаю, красива ли Маша Калинина (я вообще считаю, что реально красивых людей так же мало, как и гениальных), просто она тогда попала в некий эстетический мейнстрим. И дело не только в широких плечах и узких бёдрах. У неё была этакая сиюминутная привлекательность 1980-х. Если вспомнить, то и Маленькая Вера имела примерно тот же тип лица, и девочка Инга Ильм, сыгравшая подругу Петрова и Васечкина. В общем, тогда была нужна именно Маша Калинина - уже модельная дива, но всё ещё комсомолка-умница. И правильно её называют символом эпохи - уже да, но ещё нет...
Почему-то вспомнился ещё фильм «АССА», хотя не почему-то, а очень даже потому что. Об этом фильме постоянно пишут следущим образом: «Этот фильм стал откровением для молодёжи эпохи Перестройки!» Я не буду говорить за всех и вся. Но лично мне он показался каким-то свинцово-депрессивным. Короче, на многих моих знакомых эта вещь Соловьёва не произвела ожидаемого впечатления. Некоторые даже заявили, что «рок-н-ролл действительно мёртв...» Помню, что все ждали чего-то феерического, а оказалось, что это всего лишь концептуально-скучное повествование на фоне серо-зимней Ялты. Да, событий много, но во всём повествовании ощущалась какая-то томительная вязкость. Был даже порыв уйти посредине картины. Но был полон зал и было как-то страшно показаться не такой, как все. Всем-то нравится! Потом мне многие признавались, что у них была та же реакция. Да. Тогда было много музыки, много рока. Цой, которого сейчас канонизировали окончательно, в 1980-х считался одним из. Потому что были ещё Шевчук, Кинчев, БГ, etc. А ведь была ещё и западная рок-музыка, которая тогда считалась априори лучше местной. Вообще, из шумных премьер Перестройки ни одна не показалась мне реально интересной - ни «Маленькая Вера», ни «Интердевочка», ни полочное «Покаяние». Поразили «Дорогая Елена Сергеевна» и «Соблазн». Наверное потому, что это были фильмы про школьников.
Тогда было время информационного бума - люди ходили и старались переварить новую для них информацию. Помню, как подругина подруга (sic!) в журнале «Здоровье» надыбала статью под названием «Апогей» - что-то насчёт оргазма. Так вот, у неё эту статью зачитали и затрепали до дыр. К сожалению, и социальная драма про Маленькую Веру прошла бы с меньшим угаром, если бы не серенькая постельная сцена. Увы, народ ан масс ломился посмотреть на узкую спинку Н.Негоды. Помню дедульку, стоящего с плакатом возле касс - он призывал бойкотировать фильм. Смешно. Я же читала про Сталина и сталинизм, меня, помнится, потрясло сравнение Сталина с Гитлером. Я скупала кассеты с Сабринами и Сандрами, делала себе сборники любимых песен, вырезала из фотки из привозных журналов 'Bravo'. Из местных очень любила все эти скандальные «Миражи» с их солистками-невидимками, и мне было совершенно всё равно, кто там поёт - оперная прима или девчонка в оранжевых лосинах. Тогда было удивительно много музыки - она неслась буквально отовсюду. Любая музыка - начиная от тяжёлого металла до легкомысленной попсы.
Пожалуй, поколение, родившееся в период 1969-1973 гг. имеет одну интересную особенность - наша юность совпала с Перестройкой, а природно-обусловленный кризис юного возраста наложился на общий «праздник отрицания». Время, когда человек мог буквально захлебнуться информацией. Я не знаю, было ли у кого-нибудь из молодёжи крушение идеалов. Многие сейчас пишут, что тяжело переживали перестроечное время. Не верю почему-то. Это могло явиться потом - в 1990-е, как похмелье после праздника. У пожилых было разочарование, да. Бабушки и деды не понимали, что происходит. А молодёжь как-то радостно реагировала на каждый новый виток разоблачений, разрешений, раздеваний. Каждый мог найти свою нишу. Одни искали «клубничку», другие - истину, третьи - деньги. Это было время выплеска колоссальной агрессии, которая накопилась в людях. Причём, не только в связи с прошлым, но и в связи с настоящим. Вторая половина 1980-х - время сухого закона. Многие мужики восприняли это негативно. По ТВ иной раз показывали драки в очередях за водкой. Я даже читала такую статью, где говорилось, что криминальные войны были чуть ли не...следствием сухого закона. Типа, не пить, так драться. А тогда, в конце 80-х писали, что пьянство - это последствие ужасного прошлого. Мол, ещё немножко и человек перестроится, а там...исчезнет водка за ненадобностью, а все девушки будут красивыми, как Маша Калинина... А пока дали возможность выбирать. И это было самое трудно - выбрать и не обляпаться.
http://zina-korzina.livejournal.com/410781.html