Есть среди нас те немногие избранные, которые умеют пользоваться "Википедией". Вот и я, набравшись храбрости, нашел на ней небольшой, но поучительный список самых грандиозных финансовых провалов киноиндустрии. С удивлением обнаружил, что ряд творений из первой десятки я не то, что не видел - но даже не слыхивал об оных.
Тотчас провел работу над ошибками и исправил пробелы в образовании, отсмотрев всех лидеров списка неудачников. Если тебе лень провернуть то же самое - можешь ознакомиться с кратким отчетом увиденного.
Перед тобой обзор десяти самых убыточных кинолент в истории Голливуда, о которых лучше не напоминай ему при встрече.
1. ОСТРОВ ГОЛОВОРЕЗОВ
CUTTHROAT ISLAND (1995)
Убытки с поправкой на инфляцию: 147 млн. долларов
Если при слове Carolco Pictures тебе мерещится что-то давнее и доброе, не прогоняй дежавю мухобойкой. Действительно жила и процветала такая славная кинокомпания, подарившая нам "Рэмбо" и второго "Терминатора". На тот свет ее отправил "Остров головорезов", самый провальный фильм в истории киноиндустрии - с этим гордым диагнозом он значится в "Книге рекордов Гиннесса".
Понять что не так с этим фильмом - ей богу - сложно, хотя я и пытался придираться изо всех сил, но признал бессилие в критике. "Остров головорезов" - действительно крепкий, матерый, грамотно слепленный по всем стандартам и лекалам приключенческий аттракцион. Ну да, со звездами в нем напряги, одной Джиной Дэйвис - к тому же слегка перекошенной - в кино массового зрителя не затащишь, но если уж затащился - сиди, радуйся. Это точно не худший пиратский фильм, уж не слабее вторых и третьих "Пиратов Карибского моря" (если сделать вид, что Джонни Депп сам по себе, а пиратское кино - само по себе).
Снимать водные фильмы вообще удовольствие не из дешевых. Но после того, как "Остров", собрал всего 10 миллионов при затраченных 115 и обанкротил Carolco Pictures, все вдруг вспомнили, что четырьмя годами раньше пираты опустошили кошелек Спилберга с провалом "Капитана Крюка". После чего в Голливуде на пиратов было наложено вето, скрепленное проклятьем, табу и черной меткой. Вплоть до выхода саги о Джеке Воробье.
2. АЛАМО
THE ALAMO (2004)
Убытки с поправкой на инфляцию: 135 млн. долларов
Форт Аламо - это их, американцев, Брестская крепость. Байка о том, как пара сотен техасцев отражали натиск мексиканской саранчи до последнего патрона. Все еще дикий Запад, пушки, ружья, знамена и конные баталии - разве можно загубить такое кино, недоумевал я.
Оказывается, можно. Еще как можно! Из данной десятки эпик-фейлов "Аламо" - самое невыносимо беспомощное, невзрачное и неизлечимо дефектное кинополотно. Первые полтора часа, ты - превозмогая бессмысленные, полные идиотического трагизма монологи героев - все ждешь, когда пойдет битва. А когда битва проходит, ты даже не понимаешь, что она прошла.
Здесь я увидел худшие батальные сцены из всех существующих - поверь человеку, который видел даже вторые "Хроники Нарнии". Ощущение, будто деревня сражается с отрядом ряженых пионеров, собранных вожатым на "Зарницу". Пару раз они перекидывают ядра через стену (чуть ли не руками, так как пушки сами засыпали от скуки на съемочной площадке), техасский генерал на коне помахав саблей из фольги толкает речь, что демократия победит во что бы то ни стало до конца фильма - вот, собственно, и все события за два часа и 145 миллионов бюджета.
И ни капли крови. Будто не военный эпик, а учебное пособие от "Би Би Си". Только люди с "Би Би Си" лучше снимут, даже если им денег не дать совсем. Надеюсь, что съемочную группу "Аламо" похоронили в братской могиле сразу после окончания премьерного фуршета.
3. ПЛУТО НЭШ
THE ADVENTURES OF PLUTO NASH (2002)
Убытки с поправкой на инфляцию: 134 млн. долларов
После пробного просмотра, поняв, во что они вбухали более ста миллионов долларов, боссы студии похоронили Плуто Нэша. На экраны фильм был выпущен втихомолку, без раскрутки и показов критикам, собрал жалкие 7 миллионов и испарился с глаз долой. Диагноз: убийственно несмешная фантастическая комедия с Эдди Мерфи, снятая имбецилом и для имбецилов.
Все это я знал еще до того, как приступил к ознакомлению с данным шедевром кинорастрат, но итоги просмотра слегка покорежили мои предубеждения. Фишка в том, что если убить в себе слово "комедия" и глядеть на это незамутненное творение как на космический боевик для детей и подростков, то фильм работает.
История про то, как Эдди Мерфи основал на Луне ночной клуб и обороняет его от посягательства мафии снята глупо, легко, красиво и по-доброму ненавязчиво. Действующих шуток в фильме нет, зато много чего стреляет, громыхает, летает, бегает, прыгает и мигает неоновым светом - в общем, выглядит как "Полицейский из галактики Беверли Хиллз". Если у тебя нет аллергии на показушную глупость, то ты сможешь получить от "Плуто Нэша" дозу радиа... радости я хотел сказать.
4. САХАРА
SAHARA (2005)
Убытки с поправкой на инфляцию: 133 млн. долларов
Мускулистый интеллигент-авантюрист рыщет по африканским пустыням в поисках затерянного корабля-броненосца (да-да!) и параллельно спасает Пенелопу Круз из лап коварного диктатора - подходящий сюжет, если требуется освоить 160 миллионов долларов студийного бюджета.
С грандиозным размахом сотворенный эпик грозил стать мега-фрэнчайзом уровня "Индианы Джонса" или - на худой конец - "Мумии". Но не вышло. По слухам фильм сгубило слишком вольное финансирование - его мы видим, кстати, на экране - все что можно было взорвать взрывается, всюду где хватило бы одного мопеда, появляется вертолет, десять танков и антикварный "Роллс Ройс".
Кино смотрится отлично на самом деле - как "Индиана" с современной физиономией и более приглушенными тонами клоунады. Ряд сцен бы вспоминался как классика... посмотри этот фильм хоть кто-то. Но, нет, смотреть не стали. Стартовав с первого места за уикенд в Америке, "Сахара" мгновенно высохла и сдалась без боя, не осилив себестоимость. Возможно - как и в случае с "Островом головорезов" - оно родилось не в свое время, не в том месте и не с тем выражением лица.
5. ТРИНАДЦАТЫЙ ВОИН
THE 13TH WARRIOR (1999)
Убытки с поправкой на инфляцию: 126 млн. долларов
Еще в прокате застав "Тринадцатого воина" я тогда долго недоумевал, чем же кино так всех прогневало. Может, аллергия на Антонио Бандераса. Может, неуместное обилие крови при непритязательном сюжете - азиатский воин вписывается в группу воинов-викингов с целью найти и покарать какое-то дикое и абсурдное племя головорезов.
Лишь сейчас одиннадцать лет спустя, прознав о цене картины (85 миллионов по курсу 1999 года) я потерял веру в силу искусства. Если она у меня была, конечно. Как местечковый фильм-резня с беготней по северным лесам, "Тринадцатый воин" неплох. Но в систему ценностей крупных блокбастеров он не протиснулся бы, даже если ему отрубить руки и ноги.
Будем относиться к нему, как к мучительно проваленному эксперименту, и на этом забудем плохие слова в адрес банкрота.
6. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
TOWN & COUNTRY (2001)
Убытки с поправкой на инфляцию: 115 млн. долларов
Поняв, что для комплектации данного списка мне придется посмотреть романтическую комедию, я, признаться, струхнул. Я не смотрю романтические комедии никогда и ни при каких обстоятельствах. И если с небес спустится Санта Клаус и притащит мне мешок золота (в коллекционном японском издании), я не прогнусь, честно.
Но долг есть долг. Я дал слово, что досмотрю "Город и деревню" до середины, а потом займусь своими делами - отправлюсь пытать животных и обрезать тросы у лифтов, чтобы вернуть душевное равновесие. Однако ничего - в какой-то момент втянулся и отсмотрел 104 минутное действо целиком. В какие-то моменты и вовсе разрешил себе пару раз рассмеяться.
"Город и деревня" - фильм нелегкой судьбы. Для его съемок (по еще недоделанному сценарию) на площадку загнали целый пучок зрелых и перезрелых голливудских звезд. Среди них Уоррен Битти, Дайан Китон, Голди Хоун, Энди МакДауэлл, Настасья Кински. Съемки шли с мучительным скрипом, затянулись чуть ли не до Апокалипсиса, после чего актеры сбежали - им надо было работать в других запланированных проектах. Когда их спустя год собрали снова, всей съемочной команде пришлось проплачивать зарплаты повторно. В общем, бюджет докатился до неслыханных по ромкомовским меркам 90 млн. долларов.
Заплативший за билет зритель получил типовую комедию о зажиточных семейных парах, где мужики изменяют напропалую, носятся по курортам и топчут поля гольф-клубов, а оскорбленные жены оставляют их без средств к существованию наедине с бракоразводными адвокатами.
Отбить возложенные на проект деньги фильм не то, что не смог - он даже не был рожден для такой миссии! Это все-равно что испечь буханку черного хлеба, потратив на это пару тысяч долларов, и пытаться ее впарить кому-то через неделю, когда она зачерствеет.
У "Города и деревни" были шансы оставить о себе добрую память, но... Но к последней трети у сценаристов иссякли идеи, однако не иссякли студийные запасы кокаина. В итоге на экране вместо развязки мы наблюдаем паническое месиво болезненного потока сознания, с корнем выдергивающее редкую поросль доброго и вечного, что пробивалась к свету в первой половине картины.
7. СПИДИ ГОНЩИК
SPEED RACER (2008)
Убытки с поправкой на инфляцию: 106 млн. долларов
Фильм-мечта, проклятый даже теми фэнами Вачовских, которые без ущерба для здоровья пережили вторую "Матрицу". Но ведь чего в "Спиди гонщике" скверного, если не считать богомерзкой мартышки в числе персонажей и трансвестита в числе режиссеров?
Да, это кислотное новаторское кино для стимуляции эпилептических припадков. Оно для мальчиков до 16 лет и им сочувствующих (не педофилов, но кидалтов-киноэстетов). А главное - "Спиди гонщик" сделан с душой. А когда душа есть, уже неважно, какой кислотой выедены мозги. Обидный, но предсказуемый провал - доказательство факта, что сбыча мечт в Голливуде всегда была лишь декламируемой фикцией.
8. НЕБЕСНЫЕ ВРАТА
HEAVEN'S GATE (1980)
Убытки с поправкой на инфляцию: 104 млн. долларов
Снятый в еле-еле раскрашенной сепии вестерн о массовых вооруженных разборках в штате Вайоминг в конце девятнадцатого века. Не правда ли, сомнительная тема для блокбастера? Еще страшней тебе станет, когда я скажу, что кино вышло в прокат в четырехчасовой версии! Когда оно стало тонуть прямо на глазах зрителя под тяжестью собственной амбициозности, кому-то в студии пришла идея сократить "Небесные врата" до двух с половиной часов, но было уже поздно.
Кино раскрывает тему сисек, но не раскрывает никаких других тем - ты сидишь и тупо пялишься в экран, пытаясь осознать, что же тебе такого собираются рассказывать, если даже после полутора часов ходу на экране не произошло ровным счетом ничего. А каким маразмом мотивируются поступки всех главных героев - необъяснимо даже с гороскопом в руках.
Прокатная катастрофа "Небесных врат" похоронила карьеру режиссера Майкла Чимино, незадолго до того заполучившего пять "Оскаров" за "Охотника на оленей". Не будь того, кто его знает - может и снял бы он миллионов за двести шестичасовую ленту о пчеловодах из Канзаса. Какая потеря для киноискусства!
9. ПОСЛЕДНЯЯ ФАНТАЗИЯ
FINAL FANTASY: THE SPIRITS WITHIN (2001)
Убытки с поправкой на инфляцию: 100 млн. долларов
Еще один фильм-мечта, фактически разоривший своего мечтателя - Хиронобу Сакагути, создателя одноименной серии игр. Первая и (на радость актерскому профсоюзу) провальная попытка сделать "живой", "всамделишный" компьютерный мультик, где мультяшки ведут себя реалистичнее живых актеров по миллиону долларов.
Тьма ультрасовременных технологических ноу-хау, визуальные красоты галактических размахов и полное отсутствие хоть какого-то поощрения зрителя, отсидевшего сеанс до финала. О художественных достоинствах картины говорит тот факт, что его крайне увлекательно смотреть лишь скриншотами - это будоражит фантазию. Но "Последняя фантазия" до твоих фантазий не дотянет, можешь проверить.
10. INCHON
ИНЧХОН (1982)
Убытки с поправкой на инфляцию: 90 млн. долларов
Замыкает нашу почетную десятку лузеров самая удивительная лента. Фильм настолько неведомый, что стал невидимым - я не смог найти никаких следов "Инчхона" ни на одном из торрент-трекеров, где привык пастись в поисках потерянных сокровищ. Так что я не в состоянии самолично убедиться в неслыханной художественных ценности фильма Теренса Янга о битве в Инчхоне на старте корейской войны в сентябре 1950 года.
Постановку картины силами Голливуда финансировали два полоумных азиата - глава некоей корейской церкви и японский журналист, причем первоначально они планировали снять кино по мотивам жизни Иисуса или Элвиса Пресли. В какой-то момент их замысел переродился в изготовление эпика о высадке американцев в Инчхоне. Привлеченная к раскрутке фильма церковь заготовила постеры, где американские бомбардировщики парят над в небесах Кореи, и над ними реет лик Иисуса. Жаль, эту затею вовремя пресекли.
Вот пишу эти строки, и с каждой буквой все больше и больше хочется увидеть это чудо религиозного финансирования. Надеюсь, я еще встречусь с этим фильмом, пусть даже в Аду.
http://bocharoff.livejournal.com/