На днях мне попались сразу три постинга, посвящённых жизни в СССР - все три текста имели яркую ностальгическую окраску. Одна дама писала про свой пионерский лагерь, другие две - про Кремлёвскую Ёлку и про то, как «...раньше было хорошо, а теперь - плохо!» Ну и, разумеется, знакомая бодяга про зомбоящик. Без него - никуда. Проанализировав все три текста, появившихся в один день, а также - комментарии к оным, я поняла, что движет большинством сорокалетних людей, пытающихся заниматься «сравнительной ностальгией». То есть не просто констатировать: «У нас был отличный пионервожатый и передача 'В гостях у сказки'!», а вывернуть так, что у нас был пионервожатый, а сейчас у нас его нет! У нас была прекрасная передача, а теперь её нет. Дело вообще не в пионервожатых и не в целомудренном Сов-ТВ. Потому что люди, которые сравнивают нынешнее «плохо» с тогдашним «хорошо», пытаются сравнить...сладкое - с жёстким (ну или там - кислое - с малиновым). Иначе говоря, они они сравнивают капитализм - со своим детством.
В этом нет ничего удивительного, ибо в этом им помогает сама историческая ситуация - их детство совпало с золотым полднем брежневского Застоя, юность - с бурной Перестройкой, младые лета - с безбашенными 1990-ми, а зрелость, как раз, с реальным вхождением общества в капитализм. И человек невольно выстраивает нижеследующие конструкции: «Мне в детстве было очень хорошо. А был социализм. А сейчас мне плохо. А вокруг - капитализм, который ругали в моём детстве. Вывод: если бы был социализм, всё было бы хорошо».
Теперь вспомним, как выглядело типичное советское детство 1970-1980-х годов. Оно было действительно солнечным - в июле, и новогодне-снежным - в январе. Все остальные месяцы были также наполнены радостью - поездками за немецкой куклой в «Детский мир», посещениями театров, пятёрками по математике и приёмом в пионеры в день открытия очередного съезда Партии. А ещё и это главное - ребёнок в СССР имел много «степеней защиты». А защищённость всегда рождает беззаботность.
Разумеется, Кремлёвская Ёлка, фигурное катание, шарики мороженого в креманках и «Пираты XX века». Советское детство нынешних сорокалетних было реально счастливым, безоблачным и - беззаботным. Это было, по сути, первое поколение детей (1969-1975 годов рождения), которые вообще не застали коммуналок. Это было поколение детей, у которых, что назвается «всё было». А чего не было - то доставалось. Более того (и это немаловажный фактор) - большинство детей 1969-1975 годов рождения были единственными детьми в семье. (Я понимаю, что вот именно Вы были пятым сыном в многодетной семье, но Ваш пример - не показатель). Бэби-бум рубежа 1960/1970-х был связан не с многодетностью каждой из семей, а с тем, что в тот момент было реально много физически крепкой, здоровой молодёжи, которая спешила влюбиться-жениться-родить. И, как правило, ограничивались одним ребёнком, особенно в крупных городах. Это расматривалась, как проблема - не столько даже демографическая, сколько - социальная. Журналисты постоянно писали о том, что дети растут эгоистами.
Итак, среднестатистический советский ребёнок - упитанный сын инженеров-шестидесятников, внук ласковой бабушки и ветерана-дедушки, которые всячески балуют своё любимейшее чадо. У чада - своя комната или свой уголок, по ТВ - мультики, в почтовом ящике - журнал «Мурзилка». И постоянная уверенность окружающих людей в завтрашнем дне. Дети всё это отлично считывают, это запоминается на уровне запахов, звуков, невнятных ощущений. Эта стабильность будет пахнуть мамиными духами 'Climat', бабушкиными пирогами, ёлкой и мандаринами. Многие критики советского Застоя отмечают сей факт - каждый следующий день мог быть похож на вчерашний. По радио одни и те же голоса передавали одни и те же сообщения - про обмолот озимых, про добычу сверх плана, про нефтяников Каспия и закрома Родины. Многих, кстати, эта нарочитая стабильность раздражала уже тогда - кому-то хотелось движухи, ветра, непокоя. Но это были люди несколько постарше нас - им тогда было лет 16-17. А вот детям и их родителям (а также учителям) этот самый Застой был в самый раз.
Посмотрите - те, кому хотелось большего (и погромче), были как бы в стороне от детей, они мало влияли на их фоновые впечатления. Даже, если это был, к примеру, сташий брат, который всё равно тусил с гитарой у подъезда и домой приходил только пожрать... Немного потревожили, конечно, похороны генсеков. Вот с них-то всё и началось. Я имею в виду крушение счастливого детства. Посмотрите - пубертат нынешних сорокалетних совпал с уходом кремлёвских старцев и началом Перестройки. Волнение души и плоти совпало с колебаниями в обществе. Не будь этого резонанса, не было бы этой трагической ностальгии многих людей моего поколения! Что происходит? Сейчас вступили в тот возраст, когда большинству хочется именно стабильности, а стабильности нет. А где же она была? Правильно, в детстве. А тогда было что на дворе? Именно социализм. То есть желание упорядоченности и неизменности порождает ностальгию по тому времени, когда это было достижимо. Они сравнивают себя-сорокалетнего с собой-ребёнком, а на выходе получают тоску по развитому социализму.
zina_korzina