Зеркало


18+


06 декабря, 2010

Сравнительная ностальгия - новый жанр сорокалетних

На днях мне попались сразу три постинга, посвящённых жизни в СССР - все три текста имели яркую ностальгическую окраску. Одна дама писала про свой пионерский лагерь, другие две - про Кремлёвскую Ёлку и про то, как «...раньше было хорошо, а теперь - плохо!» Ну и, разумеется, знакомая бодяга про зомбоящик. Без него - никуда. Проанализировав все три текста, появившихся в один день, а также - комментарии к оным, я поняла, что движет большинством сорокалетних людей, пытающихся заниматься «сравнительной ностальгией». То есть не просто констатировать: «У нас был отличный пионервожатый и передача 'В гостях у сказки'!», а вывернуть так, что у нас был пионервожатый, а сейчас у нас его нет! У нас была прекрасная передача, а теперь её нет. Дело вообще не в пионервожатых и не в целомудренном Сов-ТВ. Потому что люди, которые сравнивают нынешнее «плохо» с тогдашним «хорошо», пытаются сравнить...сладкое - с жёстким (ну или там - кислое - с малиновым). Иначе говоря, они они сравнивают капитализм - со своим детством.

В этом нет ничего удивительного, ибо в этом им помогает сама историческая ситуация - их детство совпало с золотым полднем брежневского Застоя, юность - с бурной Перестройкой, младые лета - с безбашенными 1990-ми, а зрелость, как раз, с реальным вхождением общества в капитализм. И человек невольно выстраивает нижеследующие конструкции: «Мне в детстве было очень хорошо. А был социализм. А сейчас мне плохо. А вокруг - капитализм, который ругали в моём детстве. Вывод: если бы был социализм, всё было бы хорошо».

Теперь вспомним, как выглядело типичное советское детство 1970-1980-х годов. Оно было действительно солнечным - в июле, и новогодне-снежным - в январе. Все остальные месяцы были также наполнены радостью - поездками за немецкой куклой в «Детский мир», посещениями театров, пятёрками по математике и приёмом в пионеры в день открытия очередного съезда Партии. А ещё и это главное - ребёнок в СССР имел много «степеней защиты». А защищённость всегда рождает беззаботность.

Разумеется, Кремлёвская Ёлка, фигурное катание, шарики мороженого в креманках и «Пираты XX века». Советское детство нынешних сорокалетних было реально счастливым, безоблачным и - беззаботным. Это было, по сути, первое поколение детей (1969-1975 годов рождения), которые вообще не застали коммуналок. Это было поколение детей, у которых, что назвается «всё было». А чего не было - то доставалось. Более того (и это немаловажный фактор) - большинство детей 1969-1975 годов рождения были единственными детьми в семье. (Я понимаю, что вот именно Вы были пятым сыном в многодетной семье, но Ваш пример - не показатель). Бэби-бум рубежа 1960/1970-х был связан не с многодетностью каждой из семей, а с тем, что в тот момент было реально много физически крепкой, здоровой молодёжи, которая спешила влюбиться-жениться-родить. И, как правило, ограничивались одним ребёнком, особенно в крупных городах. Это расматривалась, как проблема - не столько даже демографическая, сколько - социальная. Журналисты постоянно писали о том, что дети растут эгоистами.

Итак, среднестатистический советский ребёнок - упитанный сын инженеров-шестидесятников, внук ласковой бабушки и ветерана-дедушки, которые всячески балуют своё любимейшее чадо. У чада - своя комната или свой уголок, по ТВ - мультики, в почтовом ящике - журнал «Мурзилка». И постоянная уверенность окружающих людей в завтрашнем дне. Дети всё это отлично считывают, это запоминается на уровне запахов, звуков, невнятных ощущений. Эта стабильность будет пахнуть мамиными духами 'Climat', бабушкиными пирогами, ёлкой и мандаринами. Многие критики советского Застоя отмечают сей факт - каждый следующий день мог быть похож на вчерашний. По радио одни и те же голоса передавали одни и те же сообщения - про обмолот озимых, про добычу сверх плана, про нефтяников Каспия и закрома Родины. Многих, кстати, эта нарочитая стабильность раздражала уже тогда - кому-то хотелось движухи, ветра, непокоя. Но это были люди несколько постарше нас - им тогда было лет 16-17. А вот детям и их родителям (а также учителям) этот самый Застой был в самый раз.

Посмотрите - те, кому хотелось большего (и погромче), были как бы в стороне от детей, они мало влияли на их фоновые впечатления. Даже, если это был, к примеру, сташий брат, который всё равно тусил с гитарой у подъезда и домой приходил только пожрать... Немного потревожили, конечно, похороны генсеков. Вот с них-то всё и началось. Я имею в виду крушение счастливого детства. Посмотрите - пубертат нынешних сорокалетних совпал с уходом кремлёвских старцев и началом Перестройки. Волнение души и плоти совпало с колебаниями в обществе. Не будь этого резонанса, не было бы этой трагической ностальгии многих людей моего поколения! Что происходит? Сейчас вступили в тот возраст, когда большинству хочется именно стабильности, а стабильности нет. А где же она была? Правильно, в детстве. А тогда было что на дворе? Именно социализм. То есть желание упорядоченности и неизменности порождает ностальгию по тому времени, когда это было достижимо. Они сравнивают себя-сорокалетнего с собой-ребёнком, а на выходе получают тоску по развитому социализму.

zina_korzina

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Комментарии
Муха
06.12.10 12:43

Аффтар уже понятие дал о посте, не читаю

 
ratkiller
06.12.10 12:43

четать говновысер?

 
парма
06.12.10 12:48

бля,как заипала эта говёная тема....мусолят её,мусолят...афторше нафтыкать в еблет и вырвать пальцы по самые плечи.четвертовать и колесовать.

 
Alchmist
06.12.10 12:49

ТП вдруг решившая что она психолог на пальцах нам доказала что сейчас лучше чем тогда

О УДОС! КАК Я ЗАБЛУЖДАЛСЯ!

 
Nic
06.12.10 12:50

убей себя об стену, резиновая зина! никакой нахуй тоски! никакой нахуй ностальгии! я 75 г.р, брат 68 г.р, дети милиционера и учителя, никакого ветерана-деда, одна на двоих комната в двушке на окраине города, и то когда уже в школу ходил, в общаге ютились, донашивание вещей за старшим братом, ссылка на лето в деревне, кремлевская елка - несбыточная сказка, конфеты под замком в шкафу и т.д.

 
Клоп
06.12.10 12:51

Ну в чОм-то афтарша права... Тока читать неинтересно ибо и так фсе это знают...

 
mikorr
06.12.10 12:54

Зина примерЯет лавры Задорнова. Заебала своим нытьём.

 
mikorr
06.12.10 12:56
"парма" писал:
бля,как заипала эта говёная тема....мусолят её,мусолят...афторше нафтыкать в еблет и вырвать пальцы по самые плечи.четвертовать и колесовать.
Ааааа!!! А я не видел каммента еще.
 
Свиблово
06.12.10 12:57

Про "Пиратов ХХ века".

 
mikilka
06.12.10 12:58
"Клоп" писал:
Ну в чОм-то афтарша права... Тока читать неинтересно ибо и так фсе это знают...
в чОм-та все правы.. конкретику давай, не размазуй
 
1
06.12.10 13:12

Зина резиновая, написала то верно, но выводы овца сделала дебильные. Защищенность тогда была и стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Как минимум ощущение этого. Чего сейчас нет и в помине. Т.к. эти ощущения дает только социализм. А мля, капитализм не дает ни хера, кроме сраных айфонов.

 
Клоп
06.12.10 13:15
"mikilka" писал:
конкретику давай
Цытирую "И человек невольно выстраивает нижеследующие конструкции: «Мне в детстве было очень хорошо. А был социализм. А сейчас мне плохо. А вокруг - капитализм, который ругали в моём детстве. Вывод: если бы был социализм, всё было бы хорошо»." А вот пра то што по одному ребёнку тока в семьях было несогласен! Ну мож где в столицах так и было? А у всех моих знакомых 1969-1975 годов рождения, практически у всех минимум по двое было...
 
mikilka
06.12.10 13:24
"Клоп" писал:
так а в чОм тогада тут аффтар прав?
 
Клоп
06.12.10 13:54
"mikilka" писал:
в чОм тогада
В цытате :) *читай то што в ковычках " ... "*
 
mikorr
06.12.10 14:07

Вы тут еще подеритесь))

 
гыгы
06.12.10 14:59

Ище адна Зина все поняла. В сорок то лет. Браво! :D Это и младенцу понятно, что нынешние дети, когда вырастут тоже будут вспоминать "какое хорошее было детство" при капитализме. Детство то всяко лучше старперства

 
mikilka
06.12.10 15:00
"Клоп" писал:
да адин хуй тода и чичас в детстве не сравнишь, потому что взрослый ты чичас, от как)))
 
FF
06.12.10 15:06

Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновая Зина, не будь такой разиней...

 
Клоп
06.12.10 15:22
"mikilka" писал:
тода и чичас в детстве не сравнишь
По крайней мере в децтве, я игран со сверстникаме, а не с компутиром...
 
mikilka
06.12.10 15:25
"Клоп" писал:
ох блядЬ, нарываешса на диалог, панимаешь всему свое время, НО все карашо в меру и чичас есть пацандра, которая не седит днями у кампуцере
 
Loco
06.12.10 15:33

Не путать Божий дар с яичницей...

Детство - вещь объективная и бывает у всех, и у большинства (если ты ,конечно, из благополучной семьи) оно не обременено тяжелыми проблемами. Думаю, что и у нынешней детворы, не знающей на что приходится идти на работе папе или маме, мысли в- основном заняты сюжетами компьютерных игр( как пройти на следующий уровень) или содержанием какого-нибудь фильма, самая большая проблема - как не пойти в школу ...
Отрезвление наступит тогда, когда сам попробует заработать денег.

Но из того, что цифры календаря переменились с 1970 на 2010 еще не следует, что страну надо было растоптать и смешать с грязью.

 
Чапаев
06.12.10 16:50

АМ/КГ. иди убейся-утопись

 
Завр
06.12.10 19:13

Блядь, какой сейчас капитализм. Убейся об стену, дура. Ментовско-бандитская анархия у нас

 
Lannam
06.12.10 22:57

Зина резиновая, написала то верно, но выводы сделала дебильные. Защищенность тогда была и стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Как минимум ощущение этого.

С голоду не помирали, одевались все одинаково, помню как девчонку одну глумили, за то, что она отказалась с нами идти металлолом собирать...

 
lannam
06.12.10 23:18

"И человек невольно выстраивает нижеследующие конструкции: «Мне в детстве было очень хорошо. А был социализм. А сейчас мне плохо. А вокруг - капитализм, который ругали в моём детстве. Вывод: если бы был социализм, всё было бы хорошо»." А вот пра то што по одному ребёнку тока в семьях было несогласен! Ну мож где в столицах так и было? А у всех моих знакомых
1969-1975 годов рождения, практически у всех минимум по двое было...

Насколько помню, у всех моих одноклассников были брат или сестра, обычно разница два-три года, когда один ребенок был - единичные случаи...

 


Последние посты:

Девушка дня
Итоги дня
Муж лучшей подруги - почему бы нет?
Ассорти
Современный немецкий анекдот
Красиво же получилось?
Хитрые китайцы
На улицах Лос-Анджелеса своя атмосфера
Как я собеседовался в одну IT компанию
Жесть!!


Случайные посты:

Думаю, что её дочь просто завидует!
Раритетный геймплей видеоигры по культовому фильму ИГЛА
Почтальон, пенсия и смерть
Как я обосрался после бани
Дозаправка в воздухе
Продавец в метро
«Отдыхала в Сочи первый и последний раз». Загорать на горящих мусорных свалках понравилось не всем
Ремонт
На 35 тысяч никакой семьи не получится
Когда ожидал другого