А я вот считаю, что Советский Союз был великой страной. Может быть, конечно, кто-то скажет, что капитализм лучше. Возможно. Я готов это допустить. Но мы должны были пройти через совок, чтобы обрести тот незабываемый национальный колорит и менталитет, которые сегодня в полной мере присущи нашему народу, и которые наиболее полно отражают его сущность.
Лично я люблю рестораны и охотно их посещаю. Но для меня по-прежнему наиболее близка атмосфера университетской столовой, где подавали салат, суп, первое блюдо, горячее блюдо, булочку и компот (несмотря на то, что учился я уже не при совке). Именно такой рацион я нахожу оптимальным.
При совке я бы непременно занялся научной работой. Тогда это было почетно и уважаемо. И более того, тогда была непередаваемая атмосфера бесчисленных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Это проявлялось во всем, начиная от монументальной совковой архитектуры зданий, через главные входы которых ты проходишь каждое утро, продолжая седовласыми мужчинами в очках в толстой оправе и запахом листов ватмана, и заканчивая старыми "Волгами" под дождливым московским небом на фоне сталинских высоток.
Пусть кому-то кажется, что тогда все вокруг было серое и скучное. Но зато за всем этим стояло некое единодушие, единение. Сейчас же эта показная яркость вызвана, в основном, мнимыми эмоциями, расслоением интересов, диверсификацией общественных пластов, высоким коэффициентом Джинни, информационным прогрессом, приобщением к западной культуре и потерей молодежи как продолжателя старых устоев.
...
А тогда все было хорошо, пусть без эмоций, но можно было ратовать за общую идею и получать удовольствие от того, что ты являешься частью построения коммунизма. Все эти гастрономы, бакалеи, еда по карточкам, будни в научно-исследовательском институте с бутербродами от жены, банька по субботам за пивом и воблой с коллегами по научной деятельности и обсуждением планов по обгону Америки — это всё было прекрасно.
Я думал пойти в науку сегодня, получить ученую степень. Но сейчас это уже не то. Раньше ты шел либо на завод, либо в науку. Ученым быть было престижно и статусно. А сейчас это все утеряло свою актуальность. Все равно нет уже той гонки за открытиями. Можно, конечно, пробиваться, но лишь своим упорством. А тогда вся страна к этому шла. Глобальная стройка, индустриализация и пожинание плодов НТР. Партийные съезды, симпозиумы. Все это так замечательно.
Конечно, в новом мире тоже есть плюсы. Но я бы хотел бы пожить в совке лет до 30, успеть побыть полноценным ученым, работающим на благо великой державы и не стремясь к единоличничеству и гонке кошельков и удовольствий; за борщами и утренним радио. А когда тебе 30, уже можно, конечно, почувствовать 90-е. С 30 до 45 заниматься уже плотно бизнесом. А после 45, когда бы начался уже весь этот абсолютнейший бред с телефонами, Интернетом, диджеями и клубами, уже полностью самореализоваться и жить в свое удовольствие, занимаясь какой-нибудь своей картинной галереей, и возвращаясь оттуда на Мерседесе в свой роскошный особняк, где тебя уже ждет старый университетский друг, чтоб сыграть с тобой в шахматы на террасе большого дома с видом на площадку для гольфа. Вот это был бы идеальный жизненный путь, на мой взгляд.
Максим Лобанов