— Не дразни барана!
Вам часто приходилось слышать эту фразу? Мне — ни разу. А Витьке ее сказали раз пятнадцать, но разве Витьку удержишь от глупостей? Витька живет под девизом «Без приключений как без пряников», этот девиз выдумало нижнее полушарие Витькиного мозга, оно принимает все важные решения.
Так вот, Юрка сказал Витьке:
— Вить, не дразни барана!
Потом Саня сказал:
— Слышь, Витек, я понимаю, что ты нашел себе собрата по разуму, но мне кажется, он не оценит твои попытки войти в контакт.
Потом Света тоже сказала Витьке:
— Витя, отстань от барана, не дразни его, он какой-то дурной. Ну, Витя!..
Женька сказал:
— Эй, баран, не дразни Витю, — и разразился веселым смехом. У Женьки чувство юмора как у гиены, смеется он часто и не всегда понятно, над чем именно.
А Витька сказал: «Беееее!» Он сказал это барану. И только баран ничего не сказал, он молча глядел на Витьку и не спорил с ним, видимо боялся, что люди могут не увидеть между ними разницы.
Витька — житель городской, чудесный мир сельских развлечений открылся ему впервые. Мужики позвали его с собой на шашлыки и он откликнулся с радостью. Витька предчувствовал праздник души, и не обманулся в своих ожиданиях.
В Кирюхино приехали с утра. Кто не знает, это по дороге на Ильинку, на девятом километре надо свернуть налево, через двести ухабов будет сарай, а за сараем озеро, там отличное место для пикника. Мужики поставили мангал, Саня между делом закинул спиннинг, а Светка расстелила на траве пару одеял и красиво поставила посередке салат в кастрюльке. Воздух был прозрачен, как слеза, стрекозы порхали с камышинки на камышинку, на другом конце деревни гавкала собака. Пейзаж вокруг расстилался совершенно буколический, завидев этот дышащий пасторальной тишиной уголок, какой-нибудь Левитан или Рубенс немедленно расчехлил бы мольберт и кисти. Даже Саня не удержался и пару раз щелкнул своей мыльницей, правда, запечатленную им элегию несколько портил Витька в шортах и с высунутым языком.
Где-то в лесу кукушка передавала сигналы точного времени. Юрка спросил ее:
— Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось до зарплаты?
Витька раньше слышал кукушку только в дедушкиных часах, он вместе с Юркой начал отсчитывать дни до Юркиной зарплаты, по всему выходило, что Юрке надо потуже затянуть пояс. На третьем месяце Юрка обиделся на кукушку, послал ее к черту, кукушка замолчала. Наверное, улетела.
Неподалеку от места для пикников, справа от сарая, деревенские сложили на просушку лес. Пятисантиметровые плахи сушатся следующим образом: складываются в штабель в форме треугольника, чередуя стороны, получается широкая треугольная конструкция, на которую можно залезть, если не смущает перспектива получить занозу в мягкое место. Деревенские положили одну короткую доску сбоку, на манер трапа, по этой доске Витька забрался наверх. До земли было метра полтора, Витька начал обозревать окрестности и сразу обнаружил с другой стороны штабеля парочку пасущихся овец и с ними матерого грязного барана.
— Тут баран! — закричал Витька, он не был единоличником и всегда был рад поделиться открытием с окружающими.
— Мальчики, там баран, — обеспокоенно сказала Светка, показывая в Витькину сторону.
— Это Витька, — приглядевшись, констатировал Юрка.
Светка объяснила ему, что баран притаился за досками. Она начинала волноваться за судьбу салата из помидоров, всем известно, что бараны падки до салата.
Тем временем баран обошел доски, чтобы повнимательнее приглядеться к Витьке, и мужики заметили его.
— Беееее! — сказал ему Витька.
— И правда, баран, — сказал Юрка.
— Ну вот, и как мы теперь отличим, где наш Витя, а где чужой баран? — спросил Женька.
Витька скорчил барану рожу и снова сказал:
— Бееееее! — на этот раз с издевательскими интонациями, давая барану понять, кто тут венец творения, а кто всего лишь баран.
Вот тогда-то Юрка и крикнул ему:
— Вить, не дразни барана!
Витька не внял голосу разума, он продолжал пантомимой и блеянием объяснять барану его место в пищевой цепочке. Баран задумчиво рассматривал Витьку, он впервые столкнулся с подобной ситуацией и не хотел действовать сгоряча, ему не хотелось сесть в лужу перед овцами.
— Бееееее! — сказал Витька.
Баран склонил голову влево.
— Бееееее! — опять сказал Витька.
Баран задумчиво пожевал и склонил голову вправо.
— Бееееее! — повторил Витька.
И вот на этот раз, по всей видимости, ему случайно удалось воспроизвести какое-то баранье ругательство, которого баран стерпеть уже никак не мог. Оскорбленные бараны не швыряют в лицо противнику перчатки, не ищут секундантов и не блеют: «Я требую сатисфакции!»
Вместо этого они делают вот что. Одним прыжком они вскакивают на деревянный трап, задорно цокая копытами, пролетают расстояние, отделяющее их от обидчика, и больно ударяют его головой в живот. Баран, честь которого была задета Витькиным блеянием, так и поступил.
Уязвленный рогами в диафрагму, Витька совершил сальто назад и упал в траву, аккурат между овцами. Оказавшись там, он открыл глаза и посмотрел вверх, в небо.
Над его головой неслись белые барашки облачков, а еще с высоты штабеля досок на него смотрел матерый рогатый баран. Баран открыл рот и сказал:
— Бееееее! — старательно копируя Витькины интонации.
Потом он не спеша спустился по трапу и присоединился к пасущимся овцам. На Витьку он больше не обращал ни малейшего внимания. Овцы смотрели на него с обожанием, баран был мужчиной их мечты.
Витька выполз из-за штабеля на карачках и сразу понял, что этот день войдет в анналы истории. Женька рыдал от счастья, он и надеяться не смел на такое искрометное шоу. Саня с Юркой на пару производили хохот, которому позавидовал бы Гаргантюа. Только Светка казалась озабоченной. Она спросила, как он себя чувствует, Витька объяснил. Из всех внутренних органов у Витьки оказалась повреждена только гордость.
Витьке налили водки и вручили первый шампур со свининой. Витька пил, закусывал и время от времени кидал злобные взгляды в сторону штабеля.
— С-с-скотина! — говорил он.
С тех пор Витька недолюбливает баранов, а при звуках блеяния вскидывается и бормочет сквозь зубы: «С-с-скотина!..» — из чего можно сделать вывод, что баран все еще памятен ему.
Помнит ли баран Витьку, или нет — для автора остается загадкой.