Телефон в кармане нужен в том числе и для того, чтобы не случилось самое страшное. Государство и операторы успешно осваивают миллиардные вложения в единую систему экстренного дозвона и реагирования, а на деле мы с вами наблюдаем жалкую беспомощность и полное отсутствие координации действий. Распилили и забыли? Это привычно, но все равно очень печально.
Два с половиной часа на приезд «Скорой помощи» в пределах Москвы, средь бела дня, не в «час пик» и с задействованием всех наисовременнейших технологий связи, мдя... Увезли тело в черном мешке. Надо полагать, упаковка трупа в мешок спустя три часа после сообщения о событии и есть апофеоз высоких телеком-технологий в деле реагирования на ЧП. Ребята, это действительно грустно, и строить иллюзий не следует. Случись что — сдохнешь, и никакие «112», «03» и прочие «экстренные спасатели» тебе не помогут. Разве что, спустя несколько часов упакуют твой труп в качественный полиэтиленовый мешок и составят протокол.
Как это было
Об убитых, утонувших и прочих «пострадавших» мы с вами узнаём из новостных лент и выпусков новостей. Иногда по итогам TV-разборок в интернете возникают дискуссии на тему описанного, и участники многочисленных форумов начинают сверять часы/минуты/секунды события. И глубокомысленно обсуждают вероятность счастливого исхода в том случае, если бы спасатели подоспели на сколько-то минут раньше.
Вот, нашелся бы добрый человек, который бы позвонил, и всё сложилось бы совершенно иначе. Вертолет бы тут же прилетел с квалифицированными медиками, и вообще. Щаззз, прилетит вам Карлсон с пропеллером. Я вам сейчас расскажу, как это выглядит на практике в условиях суровой московско-российской действительности.
Есть в Москве цепочка хорошо известных для «знатоков» прудов в Покровском-Стрешнево. Там же — отличный заповедник для всяческих славных пичужек, дрозды хлеб буквально из рук выхватывают. Народ без пары батонов хлеба туда не ходит, стыдно не подкормить пернатых. И в пруду после этого поплескаться — святое дело. Вот и плескаются (плещутся?) не всегда в адекватном состоянии. Но это уж Бог им судья и экспертиза в руки.
Плыл себе человек с другого берега пруда, сам пруд — метров 200 в ширину, не больше. До противоположного берега не доплыл, вдруг начал задыхаться и грести руками как-то лихорадочно (по отзывам). Потом начал пропадать надолго с поверхности, только макушка головы торчала. Одна внимательная девушка на берегу заметила, заорала. Секунд 10 я, мирно валявшийся на травке, «въезжал» в ситуацию, потом прямо с берега махнул в воду, сработал рефлекс. 30 метров до макушки головы — не дистанция, мне пять гребков. За волосы хватануть не удалось, модный «ёжик», но за предплечье схватил. И кое-как доволок тело до берега с головой на поверхности. «Голову на воздух» - это тоже армейский рефлекс. При социализме в «правильных» школах нас хорошо и правильно учили. Вытянул? Значит, ему повезло.
Оказывается, вытянутому из пруда мужику ни разу не повезло, дальше началось нечто невообразимое. Звонок на «112» срывался в пустоту раза три, уж не помню, через какую комбинацию цифр дозвонился в итоге до «скорой». Дозвонившись и рассказав об утопленнике, поимел секунд тридцать ожидания с ласковым «пожалуйста, не кладите трубку». Видимо, по «методичке» выясняли владельца номера. Выяснив, посоветовали не паниковать, трупов в Москве много. Обычное дело, на всех машин «скорой помощи» не напасешься. И вообще, не пора ли мне отдохнуть? После долгих уговоров попросили уточнить адрес. Если не конкретного дома утопления, то хотя бы адреса рядом стоящих домов. С адресом домов в пруде, сами понимаете, возникли проблемы, и в «скорой помощи» бросили трубку. Но, хотя бы не поленились позвонить в милицию и рассказать об идиоте, который их достаёт с такого-то номера и несёт бред про мифического утопленника. За что ребятам из «Скорой помощи» отдельное спасибо, это было очень правильное решение.
Милиция, судя по всему, информацию все-таки приняла к сведению. И через час с небольшим появилась в искомом месте на двух лошадках с вопросом «а что тут у вас?». В ответ на «а у нас тут уже больше часа труп валяется», милиция приступила к профессиональному ошупыванию шейных артерий утопленника. И, таки, условно (до заключения экспертизы), подтвердила покойницкий статус мужика. И вызвала подкрепление.
Подкрепление прибыло минут через 30 на автомобиле ВАЗ-2105 или 07, точно не помню. И первым делом поинтересовалось, есть ли у покойного московская регистрация. Без регистрации, сами понимаете, черный пластиковый мешок — ни-ни. Мешок же московской мэрией оплачен, как можно разбазаривать имущество?!
Какие, к лешему, высокие технологии, геотэги и прочий изврат инженерной мысли? Предъяви паспорт и доложи, где ты имел неосторожность пребывать последние 24 часа. А мы подумаем, имеет ли это связь с предъявленным тобой утопленником. Может, это ты его сам по злобе утянул на дно озера? Вот медики приедут и все расскажут в деталях, а ты пока посиди здесь часок-другой-третий. Не нравится? А нефиг было труп вытаскивать, сам виноват.
Ладно, не буду вас томить, «Скорая помощь» таки прибыла через два часа и сорок две минуты после их официального оповещения о нуждающемся в помощи утонувшем. Упаковала труп в мешок и в очередной раз поинтересовалась моей пропиской. И это правильно: за два с половиной часа ты или сдохнешь, или оклемаешься и сбежишь. И где тебя потом искать без штампа в паспорте?? Четыре часа своего потерянного времени трудно ставить в упрек, «гражданский долг» и всё такое прочее. И вообще, мое личное время мало чего стоит, это понятно. Я ведь только налоги плачу. На содержание тех самых медицинских служб, приезжающих через два с половиной часа.
Телеком-особенности
Все это время мой сугубо личный телефон Билайн работал в качестве центра связи для наших очень официальных, не побоюсь этого слова, органов. Работники «скорой помощи» звонили и выясняли маршруты подъезда, суровые органы мне звонили, говорить отказывались и требовали передать трубку в другие органы... В общем, конечно, я благодарен Билайну за безупречную связь в критической ситуации, но лучше бы это я утонул, ей богу. Быстрее бы освободился от правоохранителей, у которых, судя по всему, своих телефонов просто нет. Побираются ребята аки гопники на «дай позвонить!». Спрашивается, куда пошли миллионы, отписанные (и освоенные!) на «модернизацию» наших доблестных органов, а? И куда делись денежки налогоплательщиков, вложенные в системы «мгновенного» (2.5 часа) реагирования? Вопрос риторический и знакомый, но по-прежнему интересный.
P.S.
А утонувшего мужика жалко. Эх, были бы мы в Советской Армии лет д-цать назад, может и выжил бы. В те времена главное было — вытащить, а сейчас основной вопрос - «где регистрация!?»
© Сергей Потресов