Маятник. Один из основополагающих принципов нашего мироздания. Один из немногих принципов, в котором сходятся и естественные науки, и философия, и религия.
Человечество еще не знало о строении Солнечной системы, навивно полагая, что плоская Земля покоится на китах, а день уже тогда сменялся ночью и ночь сменялась днем точно так же, как сегодня. Солнце безмятежно путешествовало по небу на золотой колеснице, затем к собственному удивлению оседлало орбиту геоцентрического мира, а потом вдруг выяснилось, что все наоборот - по орбите вокруг Солнца носится Земля... Но смена дня и ночи, этот суточный маятник, так и не изменился в ходе всех метаморфоз. Он так и остается константой нашей повседневной жизни - "объективной реальностью, данной нам в ощущение".
В Библии после семи сытых лет наступает семь голодных и затем снова семь сытых - и это тоже маятник. И хотя сегодня процессы снижения и восстановления плодородности почв более-менее изучены, но маятник природы все так же продолжает качаться, сменяя урожай неурожаем и обратно, независимо от того, нравится нам это или нет.
И жизнь человека - его взгляды, настроения, отношения с окружающими и самим собой - тоже качаются как маятник. От любви до ненависти и обратно. И не только с окружающими, но и с Богом, если человек в него верит. И, кстати, если не верит - тоже.
Человек так же, как тысячу лет назад, пускается во все тяжкие, а потом ищет Бога. Или, как альтернативу - психоаналитика. Находит (или думает, что находит), успокаивается, но это лишь на время. Потому что утомившись, соскучившись в обретенном состоянии покоя, он снова пускается искать приключения для своей пятой точки. Как говорится, "седина в бороду - бес в ребро"... К Богу, к черту, снова к Богу, снова к черту... к психоаналитику... Дом, работа, дом, работа, психоаналитик. Бог, черт, Кришна, Свидетели Иеговы, психоаналитик. Женился, развелся, женился, развелся, вышел замуж. К Богу. К психоаналитику.
Время разбрасывать камни сменяется временем собирать их.
Война сменяется миром, а затем - новой войной. Если не наступает война - наступает кризис, по сути та же война, только другими средствами.
Меняется амплитуда маятника, но не меняется принцип.
Этот маятник - и есть жизнь. Жизнь - в движении. Мы даже видеть не можем без движения - зрачок совершает микроколебания, без которых глаз не способен воспринимать картинку.
Человек не может остановиться. Он всегда идет либо туда, либо обратно.
И наверное даже само движение не так важно, как смена направлений - тот момент, когда один из многочисленных маятников нашего мироздания в целом и человека-общества в частности замирает на мгновение в своей крайней точке, полностью растратив один вид энергии и максимально накопив другой, а в следующий момент снова приходит в движение, начиная их обратное преобразование - и так раз за разом, бесконечно. Меняются только комбинации многочисленных, а вернее сказать бесчисленных маятников - маятников мироздания, общества, отдельного человека...
И если Бог не только существует, но и принимал какое-то участие в сотворении нашего мира - видимо он неслучайно настроил все именно так. Я не знаю, для чего ему было нужно чтобы народ сперва строил храмы, затем сносил их и строил бассейны, а потом снова храмы, но если этот маятник между верой и неверием, а также между истинной верой и блужданием с иконами в руках существует - значит он тоже зачем-то нужен...
А может быть... Может быть смысл нашего существования сводится к поиску какого-то ключа?
Я поясню. Любая комбинация маятников отдельного человека, любое сочетание направлений его движения - не в пространстве, конечно, а в изменении отношений с окружающими, с самим собой, с Богом - это ведь можно рассматривать как некоторый код. Ключ. Может быть цель жизни - это поиск такого ключа. И каждый из нас должен в результате найти некий ключ, для каждого свой. А вся наша цивилизация - это огромная фабрика по подбору ключей к основам мироздания. И эти ключи - во всем - в знаниях, в вере, в неверии, в отношениях друг с другом, в эмоциях...
И ключи эти наверняка избыточные - что-то в них принципиально важно, а что-то нет. Только мы не знаем, что именно.
И еще мы не знаем, что будет, когда мы подберем все необходимые ключи. Мир схлопнется? Откроется глобальный экран с сообщением о том, что квест пройден?
А может быть...
А может быть, это просто энтропия. Может быть ей просто удобнее так увеличиваться. С нашей помощью. Вместе с нами. Один большой маятник нашей планеты усложнился в триллионы раз, когда по ней расселились мы - все такие разные. Все такие энтропийные. Термодинамические. Энтропиеугодные. Homo sapiens, designed for entropy. Планетарная сеть агентов второго закона термодинамики.
И энтропия будет расти, расти, расти... плодородные почвы будут превращаться в пустыни, горы стираться в песок, люди переселяться в города... Вы когда-нибудь смотрели на город из космоса? Посмотрите на большой город через Google Maps - вы увидите серое пятно, в котором все краски слились или вовсе стерлись, а все мелкие детали смешались до неразличимости, в дорожную пыль. Современный город с большой высоты неотличим от пустыни, он представляет собой маленькую демо-версию хаоса с броуновским движением в нем.
А потом Земля станет похожа на Марс. Еще позже - погаснут звезды и от них останется лишь пепел микрочастиц, который равномерно заполнит космическое пространство. И это будет бесконечно долго и бесконечно быстро одновременно. Бесконечно долго по нашим меркам, но мгновенно, поскольку этот процесс некому будет наблюдать. Время как соотношение между протекающими во взаимосвязи физическими процессами исчезнет, поскольку исчезнет сама взаимосвязь. И точно так же исчезнет расстояние. И Вселенная в один миг превратится в точку, без времени, без расстояний, нулевой размерности, и... грянет Большой Взрыв. Снова. Вновь появится время, расстояние, микрочастицы, звезды, планеты...
Самый главный маятник мироздания начнет новый ход.
Александр Русин