Котека — своеобразный футляр для пениса (фаллокрипт), который традиционно носят мужчины некоторых племен в Новой Гвинее, чтобы прикрывать гениталии. Обычно их делают из плода высушенной тыквы-калебаса, хотя могут использоваться плоды и других растений, например из кувшинки хищного растения из рода Непентес. К основанию котеки прикреплена небольшая петля из растительного волокна, которую надевают вокруг мошонки. Вторая петля надевается вокруг груди или живота и прикреплена к основной части котеки.
Существует большое разнообразие котек, различающихся по форме и длине. Мальчики и мужчины могут носить прямые и короткие котеки, длина которых варьируется от 10 до 20 см (их, как правило, носят во время какой-то энергичной работы или же во время боя).
Существуют и более длинные, прямые котеки, длина которых достигает 60 и более сантиметров (то есть могут быть выше плеча), а также средние по длине изогнутые котеки. Мальчики начинают носить котеки, как правило, с 4—5 лет и носят непрерывно на протяжении всей жизни, снимая их только во время мочеиспускания и полового контакта.
В целом котеки не имеют какого-либо символического значения. Они лишь используются для прикрытия гениталий мужчины. Однако среди отдельных племён папуасов им находится и другое применение. Например, представители народности эипо (Eipo), когда очень разозлены или боятся чего-то, хватаются руками за котеки. Иногда они даже ослабляют верёвку, за счёт которой котека держится на теле, и, подпрыгивая, размахивают котекой, очевидно провоцируя врага.
Многие племена можно различить по способу, которым они носят котеки: направленными прямо вбок, прямо вверх или под определённым углом. Диаметр котеки также служит отличительным признаком. Вопреки распространённому мнению, практически не существует связи между размером котеки и социальным статусом её владельца. Котеки разных размеров служат для разных целей: очень короткие надевают когда собираются выполнять какую-то работу, а более длинные и искусно сделанные — по случаю праздника.
В 1971—1972 годах правительство проводило так называемую «Operasi Koteka» (операцию «котека»), которая предусматривала попытки убедить людей носить шорты и рубашки, потому что такая одежда более «современна» (специально для закупки одежды для папуасов индонезийское правительство ежегодно выделяло около 100 млн индонезийских рупий). Но поскольку у людей не было ни сменных комплектов одежды, ни мыла, чтобы стирать, нестираная одежда стала вызывать кожные заболевания. Существуют также отчёты, в которых говорится о том, что некоторые мужчины носили шорты в качестве головного убора, а женщины использовали платья в качестве мешков для переноски груза.
Кроме того, программа включала в себя строительство дорог, рыбных прудов, внедрение новых сельскохозяйственных культур (прежде всего риса). Таким образом, её основной целью было повышения уровня жизни коренных жителей провинции.
Тем не менее правительственная программа не нашла поддержки среди местных папуасов и была отменена. В настоящее время ношение западной одежды считается обязательным в правительственных зданиях и в школах. Однако для посещения церкви котека считается вполне подходящим одеянием. Аминь.