Первый официальный контакт Японии с мусульманской страной произошел в конце XIX в., когда японские представители прибыли с визитом в Османскую империю. Ответный визит турецкой стороны омрачился трагедией: на обратном пути из Японии в Стамбул турецкий корабль был настигнут тайфуном, в результате чего из 656 пассажиров в живых остались только 69 человек.
В 1892 г. два японских журналиста-добровольца Тораджиро Ямада и Осотора Нода отправились в Стамбул с целью передачи пожертвований, собранных в Японии для родственников погибших членов турецкой делегации. Султан Абдулхамид II предложил им остаться в Стамбуле на 2 года с целью обучения турецкой армии японскому языку. Находясь в Стамбуле, японские журналисты имели возможность познакомиться с Исламом и впоследствии стали мусульманами. Таким образом, Тораджиро Ямада и Осотора Нода стали первыми японцами, принявшими Ислам.
В 1902 году Османская империя вела переговоры с властями Японии о строительстве первой мечети в порту Йокогама для мусульман, приезжающих в эту страну. Но, к сожалению, они не увенчались успехом, хотя японцы не были настроены против Ислама.
Например, известно, что в ходе русско-японской войны власти Японии позволяли пленным российским военнослужащим из числа мусульман совершать намаз в специально отведенном для этого месте. Примечательно и то, что некоторые египетские офицеры, в качестве наблюдателей сопровождавшие японскую армию во время войны, впоследствии женились на японках и остались в «Стране восходящего солнца».
Первым человеком, кто попытался донести до Японии правду об Исламе, был египтянин Ахмед Фадли. Его статьи и выступления на английском и японском языке, а также три организованные им конференции, посвященные Исламу, стали ответом на пропаганду христианских миссионеров, искажающую историю и вероучения мусульман.
Дело Фадли продолжил известный татарский мусульманский деятель Абд ур-Рашид Ибрагим, посетивший Японию в 1908 г. В результате кропотливой работы в течение нескольких месяцев ему удалось организовать Японскую ассамблею «Азия-Гикай», которую возглавил мусульманин-японец Абу Бакр Охара. Важным достижением в этой работе стало разрешение властей на выделение участка под строительство мечети.
В 1909 г. приехавший в Японию профессор Мухаммад Баракатуллах совместно с Ахмедом Фадли начал издание первого мусульманского журнала «Исламская община». Впоследствии были основаны и другие мусульманские СМИ.
После революции и гражданской войны в России в Японию прибыло несколько сот татар. К 1923 г. численность мусульман-эмигрантов достигла 3 тыс. человек. Через несколько лет была открыта первая в стране исламская школа, которая просуществовала до 1937 г. В этот же период при поддержке активистов-немусульман был издан в Японии Священный Коран и мусульманский журнал на татарском языке.
После первой мировой войны в Кобэ также насчитывалось большое количество мусульман, прибывших из Индии. В 1935 г. здесь была построена мечеть. Интересно также заметить, что строительству мусульманского храма в Токио помогало финансово правительство Японии. Кроме того, татарскими переселенцами была открыта мечеть в Нагое, которая была разрушена в результате воздушных налетов во время Второй мировой войны.
В годы второй мировой войны Ислам стал объектом пристального внимания Японии. Были созданы специальные исследовательские центры, издано более 100 книг и журналов на мусульманскую тематику. Целью этого было информационное обеспечение японской армии материалами об Исламе для выработки оптимальных приемов и методов управления мусульманскими общинами, находящимися на оккупированной японцами территории в Китае и Юго-Восточной Азии. Помимо этого, Япония делала попытки найти союзников в мусульманском мире.
Американскую разведку тогда сильно беспокоило проникновение Японии в мусульманские страны. Это стало ясно из документов, хранившихся до недавнего времени под грифом «секретно».
Управление стратегических служб, предшественник нынешнего ЦРУ, исходило из того, что Япония заигрывает с мусульманскими странами, чтобы использовать их в своих целях. Для того, чтобы завоевать симпатии исламского мира, Япония не только играла на антизападных и антикоммунистических настроениях, сочетая их с экономическими рычагами воздействия.
Главным ее козырем был слух о том, что император страны Микадо готов стать мусульманином. Это, в свою очередь, в сочетании с гибкостью традиционной японской религии, синтоизма, привело бы к массовому обращению японцев в Ислам.
Япония, согласно докладу американской разведки, начала искать себе друзей в мусульманском мире еще в 1880 году. После русско-японской войны 1904-1905 года она стала делать это более открыто. Управление стратегических служб, в свою очередь, развернуло собственную пропагандистскую кампанию в мусульманских странах, чтобы убедить их жителей в двуличности властей «Страны восходящего солнца».
Впервые исламская организация была официально признана в Японии в качестве религиозного объединения в 1953 г. В настоящее время она называется Японская ассоциация мусульман. В 1966 г. была образована вторая исламская структура – Исламский центр Японии. В первой могли состоять только мусульмане-японцы, тогда как во вторую в основном вступали иностранцы, исповедующие Ислам. Но обе организации внесли большой вклад в распространение достоверной информации об Исламе и мусульманах в Японии.
Новая волна интереса к Исламу в Японии была вызвана «нефтяным бумом» в 1973 г. Осознав степень влияния арабских стран на свою экономику, СМИ стали уделять огромное внимание исламскому миру. Именно в этот период наблюдается значительный рост числа мусульман среди японцев.
Несмотря на то, что в стране уже было осуществлено два перевода смыслов Корана на японский язык, в 70 – е началась работа над его новым переводом. Впервые за это дело взялся мусульманин.
Сегодня в Японии действует несколько мусульманских организаций. Интерес к Исламу постепенно растет, особенно среди молодежи. С началом экономического подъема в 80-е годы страна привлекает все большее количество иностранцев, в качестве рабочей силы и специалистов, значительную их часть составляют мусульмане, что также способствует развитию Ислама. Кроме того, Ближний Восток является одним из основных партнеров Японии. И не случайно, что в Японии фактически на государственном уровне созданы соответствующие аналитические центры.
Иракский кризис и недавние события на Ближнем Востоке, как заметил заслуженный профессор Токийского университета, писатель, востоковед и исламовед Тсугитака Сато, вызвали повышенный интерес к изучению арабского мира и Ислама среди японцев и других жителей стран Азии – немусульман.
По его словам, за последние несколько лет, японцы стали гораздо больше интересоваться Исламом. Это произошло «благодаря войне в Ираке и событиям на Ближнем Востоке, за которыми в Японии следят очень внимательно. Все больше и больше людей хотят знать, что такое Ислам».
Профессор Сато также считает, что происходит «глобализация Ислама. Ислам широко распространился в Японии и других местах земного шара. Интерес к этой религии существует не только на Ближнем Востоке, но и в Южной Африке, Европе и Азии».
«Когда я был студентом Токийского университета, там преподавал всего лишь один профессор востоковедения и исламоведения». «Сейчас в университете около 15 экспертов в этой области», - говорит он.
«Изучение Ислама, Ближнего Востока и арабского мира первоначально осуществлялось в Японии чисто в академических интересах. Однако после нефтяного кризиса 1973 года японские ученые стали интересоваться современными событиями на Ближнем Востоке. Вместе с тем, - сказал профессор, - фундаментальные исследования продолжают иметь важное значение, поскольку позволяют понять суть арабской и исламской культуры, культуры стран Ближнего Востока и Африки. Я полагаю, что без этого мы не сможем полностью разобраться в той ситуации, которая сложилась в исламском мире на сегодняшний день».
Посол Японии в Бахрейне Такао Натсуме также заявляет, что его страна уделяет главное внимание программам, направленным на развитие диалога между Японией и арабским миром. Так, гражданам Бахрейна предоставляется возможность учиться в Японии.
Сегодня число мусульман в Японии уже достигло 100 тысяч, 90% из них – мусульмане неяпонского происхождения. Власти постоянно подчеркивают, что все они пользуются свободой вероисповедания и ни о каких ограничения и гонениях на мусульман в Японии не может идти и речи.
В Японии 25 мечетей, 200 молельных залов и более 100 исламских организаций. Также обсуждается возможность создания отделения всемирно известного исламского университета аль-Азхар в Токио, а также возможность направления туда студентов из Японии. Также в японских вузах реализуются программы по обмену студентами с мусульманскими странами с целью знакомства и изучения культуры и традиций соседних народов.
Исламский мир, который в ближайшем будущем ждет глубокая трансформация в результате падения авторитарных режимов, сегодня находится в стадии выбора внешнеполитических приоритетов. С другой стороны, все без исключения мировые центры силы, несмотря на агрессивную линию некоторых из них, борются за статус лучшего друга Ислама.
И в этом процессе мусульманам нельзя упускать из виду набирающую экономический и политический вес на глобальной арене Японию, гордо именующую себя «Страной восходящего солнца».