– Бабушка, а к нам придёт Дед Мороз?
– Нет, Вадик, не придет. Дед Мороз приходит только к хорошим деткам, – ответила бабушка.
Вадик насупился. Вадику шесть лет, и он никогда не видел настоящего Деда Мороза. На утренник в садик к ним приходили какие-то дяденьки с искусственной бородой из мочалки, но то, что они ненастоящие Деды Морозы, было ясно всем, даже самым маленьким.
– Бабушка, а к Пашке в прошлом году Дед Мороз приходил, а ты говорила, что он хулиган.
– У твоего Пашки родители воры и бандиты. У них денег много.
– Значит и подарка не будет? – окончательно расстроился Вадик.
– Не будет. Ты, Вадик, не мешай мне, иди, посиди телевизор посмотри. Мамка-то твоя с хахалем своим гулять ушла, а мне тут с тобой маяться.
– Бабуля, а ты не майся, садись и тоже смотри телевизор.
– Вот ещё! Ты думаешь, у меня время есть? Готовить надо! Завтра гости придут, мамка твоя сама-то ленится, всё устала она, да времени у неё нет. Так что же, позориться теперь? А потом будут говорить, что у Сельяновых дома шаром покати, гольный чай да конфеты на столе. Это в Новый год-то!..
Бабушка продолжает ворчать, но Вадик её не слушает, погружённый в собственные мысли. Как же так несправедливо получается на свете? Вот Пашка – хулиган, воспитателей не слушается, всё ломает, вечно капризничает, но к нему и Дед Мороз приходит, и подарки ему дарят. Да какие подарки! Дорога железная, вертолёт радиоуправляемый, костюм робота, геймбой… Да много всего. А вот Вадик – спокойный, послушный, не балуется, а ему – ничего. Бабушка говорит, что денег нет. А зачем деньги Деду Морозу? Он же добрый дедушка, подарки не за деньги дарит, а просто так, в крайнем случае, за стишок или песенку. На всякий случай Вадик выучил несколько стихотворений из детской книжки, но после разговора с бабушкой понял, что это была пустая трата сил.
В углу грустно стоит маленькая искусственная ёлочка, скупо наряженная гирляндой из цветной бумаги, дождиком и несколькими потускневшими от времени советских времён игрушками. Дядя Миша, мамин хахаль, с гордостью принёс её после прошлого Нового года и со словами «гля, какой-то урод выкинул, почти новая» вручил маме. Ёлку эту они наряжали вместе с бабушкой.
Вадик вообще почти всё время проводил с бабушкой, маминой мамой. В садик ведёт бабушка, из садика – бабушка, к врачу – бабушка, на прогулку – с бабушкой. «Вадик, немедленно слезь!», «Вадик, не трожь собаку, она вшивая!», «Вадик, живо сюда!», «Никаких шоколадок, Вадик, от них зубы портятся!». Угрозу для Вадика, по мнению бабушки, представлял весь мир, и даже доктора «с их купленными дипломами» знали куда меньше бабушки в отношении вирусов и бактерий, единственной целью существования которых было нанести вред Вадику.
Дядя Миша к мальчику относился более, чем прохладно, предпочитая обществу Вадика общество друзей. Друзей у дяди Миши много, намного больше, чем у Вадика. Они часто собираются у них на кухне, пьют и шумят. Мама сидит с ними, потом друзья уходят, а папа с мамой ругаются. В такие вечера бабушка запирается в их с внуком комнате, шепчет проклятия и беззвучно плачет…
В дверь позвонили. Вадик встрепенулся. Может это мама с дядей Мишей всё-таки решили встретить Новый год с ним и бабушкой и вернулись?
– Вадик, спроси, кто это, – кричит с кухни бабушка.
Вадик подошёл к двери.
– Кто? – спрашивает он.
Ещё звонок.
– Кто? – громче спрашивает Вадик.
– Дедушка Мороз, – слышится из-за двери.
– Кто это, Вадик? – кричит бабушка.
– Бабушка, бабушка, это Дедушка Мороз, – возбуждённо кричит Вадик и быстро отпирает дверь.
– Какой ещё дедушка… – непонимающе вопрошает она, выбегая в прихожую и на ходу вытирая руки о передник.
Но Дед Мороз уже вошёл, громогласно здороваясь. Вадик восхищён. Длиннющая широкая борода, большой красный мешок с подарками за спиной – это настоящий Дед Мороз.
– Ура! Ура! – кричит Вадик, прыгая вокруг Деда Мороза. – Ура!
– Постойте, гражданин! – вмешивается бабушка. – Это какая-то ошибка! Мы не заказывали Деда Мороза! Вы ошиблись квартирой, немедленно уходите!
– Ошибка? – удивляется Дед Мороз. – Не может быть! Нет никакой ошибки.
– Ошибка… – шепчет переставший прыгать Вадик.
– Точно вам говорю, ошибка, – продолжает бабушка, – не вызывали мы никакого Деда Мороза, да и денег у нас нет.
– Это какая квартира?
– Двести восемнадцатая, – отвечает бабушка.
– Всё правильно, – говорит Дедушка Мороз, вытаскивает какую-то бумажку из кармана и вчитывается. – Квартира Сельяновых?
– Сельяновых, – в растерянности повторяет бабушка, и на секундочку сердце Вадика перестаёт колотиться.
– Значит, всё верно! Ну что, с Новым годом что ли?
– С Новым…, – шепчет бабушка.
– С Новым годом! – не скрывая радости, кричит Вадик.
– Ну, так что, дадите дедушке присесть? Издалека дедушка приехал, подустал маленько.
Вадик несётся на кухню за стулом для Дедушки Мороза. По дороге он слышит, как бабушка что-то тихо спрашивает, а Дед Мороз отвечает. Единственное, что улавливает Вадик, это «…только попробуй». Что должна попробовать бабушка, он так и не понял. Не став задумываться, Вадик поставил стул около Деда Мороза. Бабушка как стояла у стенки, так и осталась стоять.
– Ну что, малыш, давай знакомиться?
– Давайте, – отвечает Вадик.
– Дед Мороз, – серьезно представляется Дед Мороз и протягивает руку.
– Вадик, – говорит мальчик и протягивает руку в ответ.
– Сколько же лет Вадику?
– Шесть.
– Ух, какой большой уже! – удивляется Дед Мороз. – Папу с мамой слушаешься?
– Нет у него отца, – вмешивается бабушка, – кому нужен такой бездельник и алкаш?
Дед Мороз смущается. Хочет задать другой вопрос, но тут Вадик отвечает, выпаливает как из пушки, быстро, скороговоркой:
– Маму слушаюсь! А дядю Мишу не хочу слушаться, он плохой! А папа у меня не бездельник, он умер, – Вадик затихает, но потом тихонько добавляет, – …на войне.
– Говорила я Верке, чтоб не лгала сыну! – возмущается бабушка. – Твердит свое ребёнку – умер да умер.
– Умер папка-то? – Дед Мороз, казалось, не обратил внимания на бабушкину реплику. – Да не может быть! Вчера только видел папку-то твоего, живой, здоровый, скучает по тебе сильно!
– Скучает? – недоверчиво переспрашивает мальчик. – А это точно мой папа?
– Твой, твой! Ещё как скучает! Вот твоего папу как зовут?
– Коля… То есть Николай.
– Ну вот, точно, Николай и есть. Да что я, совсем забыл, вот он тебе передал как раз подарок, – Дед Мороз стал рыться в мешке. – Держи!
Вадик берёт большую красивую коробку, не веря счастью.
– Он как меня увидел, сразу говорит: «Дедушка Мороз, у меня сынок есть, Вадиком зовут, передай ему, пожалуйста, подарок». А я что? Отчего же не передать? Взял. Нравится?
– Очень!
– Так это ещё не всё! Скажи мне, малыш, как ты провёл год? Не баловался?
– Ещё как баловался! – не выдерживает бабушка. – Нечего ребёнка баловать, удержу на него нет! Другие дети как дети, а этот, поганец, весь в отца-бездельника, всё с книжками своими! То на дерево залезет, то кошку бродячую домой приволочёт!
Едва не плача, Вадик замечает, как у Деда Мороза дёрнулось лицо. А бабушка, накручивая себя всё больше, продолжает:
– И тащит, и тащит зверей вшивых. Давеча заявил – рыбок хочу, мол, завести! Рыбок! Тут самим жрать нечего, а он «рыбок»! Ходит по двору и всем напропалую рассказывает байки, как отец в Чечне погиб! В Чечне! А? Какая балаболка растёт, вся в отца! А вчера…
– Закрой рот, старая карга, – сказал Дед Мороз.
Бабушка замолкла. Вадик заплакал, заплакал тихо, потому что за громкий плач от бабушки можно получить подзатыльник. Заплакал он от несправедливости слов бабушки, самого близкого для него человека, даже ближе мамы, оттого, что Дед Мороз позволяет себе так разговаривать с его бабушкой, оттого, что мама в Новый год ушла куда-то, что папа оказывается, жив, но видимо не любит его, Вадика, раз не навещает и не живёт с ним, и ещё много отчего.
Бабушка, ворча, ушла на кухню и гремит там посудой.
– Малыш, не плачь. Папа твой не бездельник, а директор крупной компании, и он тебя будет навещать. Ты – большая умничка с большим сердцем. Не слушай бабушку, она не во всём права. Давай лучше посмотрим другие подарки.
– Дедушка Мороз, а почему папа ко мне не приходит?
– Видишь ли, малыш, когда-то мама с папой очень сильно любили друг друга. Тогда они ещё были студентами и не переживали, что едят хлеб с маслом, а не с икрой. Потом родился ты, и папе с мамой стало сложно. Понимаешь?
– Нет.
– Твой папа тогда работал над диссертацией и не мог дать маме то, что она хотела. И она ушла к другому дяде. Дяде, который тогда мог ей дать то, что она хотела. А папе запретила с тобой общаться. Понятно?
– Почему?
– А вот это уже, как говорится, Бог его знает.
Что такое «Бог его знает», Вадик понимает. Бабушка так говорила, когда не знала ответа. Вадик потихоньку успокоился. Дед Мороз вытащил ещё несколько коробок с подарками.
– Это всё мне? – удивился Вадик.
– Конечно! Вот этот конструктор – от меня, автомат…
– Ух ты, как настоящий!
– Да, как настоящий, только игрушечный – от меня. И вот ещё несколько подарков от папы и мамы, – Дед Мороз выложил все подарки и встал.
– От мамы?
– И от мамы. А сейчас мне пора, Вадик. Меня ждут другие детишки. Будь хорошим мальчиком. И не грусти!
Дед Мороз встал, взъерошил Вадику волосы и открыл дверь.
– Счастливо, малыш!
– До свидания, Дедушка Мороз!
Дед Мороз вышел на площадку и вызвал лифт. Тут Вадик вспоминает, что выучил стихи для него.
– Дедушка Мороз, а стихи?
Дед оборачивается, улыбается и говорит:
– Расскажешь папе, хорошо?
– А он придёт?
– Придёт. Обязательно придёт. Завтра.
Потом заходит в лифт и уезжает. «Это – точно настоящий Дед Мороз», - думает Вадик. – «Значит, и папа завтра придёт!». Сильно взволнованный, он запирает дверь.
Он счастлив.