"В те времена укромные, теперь почти былинные,
Когда срока огромные брели в этапы длинные."
В.С. Высоцкий. "Баллада о детстве"
Нет, естественно, ТЕХ времен я не застал -- я родился через восемь лет после смерти Сталина. И у нас дома никогда не обсуждали тридцать седьмой год, политические репрессии и прочие "прелести" тех времен. Может еще и потому не обсуждали, что лично моих родителей репрессии никак не коснулись -- сибирская глушь, маленькая деревня, коллективизация закончилась задолго до их рождения (отец -- 38, мама - 39 г. р.), какие там репрессии...
Не разговаривали об этом и "на улице", в дворовых кампаниях -- не интересовала нас тогда никакая "политика"... Но вот "зоновской", не политической, а просто "зоновской", "блатной" романтики во дворе хватало.
Каждый вечер наша "дворовая" мальчишеская тусовка собиралась во дворе детского садика, в одной из беседок. Старшие приносили спиртное и обязательно гитару. Одно из моих первых воспоминаний такого рода: мы, мелюзга, сидим вокруг моего соседа по подъезду татарина Раиса, он играет на гитаре и поет. Пел он ТОЛЬКО блатняк. К примеру, такую вот песенку: «Жил в Одессе парень-паренек, ездил он в Херсон за арбузами. АрбузОв он там не покупал, а ходил и шарил по карманам». Невероятной популярностью пользовалась в его исполнении песенка "Голуби летят над нашей зоной". Была в его репертуаре еще какая-то песня про прокурора, осудившего своего сына к расстрелу и повесившегося после суда (прокурор, конечно, никого не судит, но кого такая мелочь интересовала...) . Мы были готовы слушать его часами, хотя большую часть текстов в свои 12-13 лет просто не понимали. Но вот эта романтика "протеста", романтика "иной жизни", "непохожести" она сильно заманивала...
Следующее воспоминание -- мне тринадцать лет, я с нашей местной шпаной еду на фильм «Генералы песчаных карьеров», вообще-то я уже провожу все время за книгами, но тут март, теплый ветер, тает снег, и прошел слух, что идет классный фильм. Фильм этот потряс тогда молодежь всей страны. Недавно я пытался его посмотреть еще раз, тяжелый и довольно нудный фильм. Но тогда это было близко нам всем: пусть мы не голодали и не жили в пещерах, но в фильме был благородный герой, «блатной принц», и была любовь к белокурой девушке, и была драма, как в любимых наших "блатных" песнях. Песню из этого фильма я помню до сих пор -- для нашего непритязательного вкуса подростков "пролетарского" района Красноярска это была поэзия высочайшего уровня.
В 16 лет мне на день рождения родители подарили катушечный магнитофон - "Нота -203". Это был очень дорогой подарок -- он стоил 180 рублей -- месячную зарплату высоквалифицированного рабочего (или две с половиной месячных зарплаты моей мамы-уборщицы). А друзья подарили мне катушку с "блатными" песнями Владимира Семеновича Высоцкого. Там было десятка два песен -- "Формулировка" "Мать моя давай рыдать", "Не уводите меня из Весны" , остальное уже не помню. Пару месяцев я все свободное время сидел дома и слушал эти песни -- пока не выучил их наизусть...Лет на 10 Владимир Высоцкий стал для меня самым великим поэтом двадцатого века -- пока я не попал в университетскую "тусовку" и не познакомился с мировой поэтической культурой всерьёз. Но и до сих пор я считаю что поэзия В.С. Высоцкого самой высокой пробы. Очень хорошо сказал о нем Рождественский в одном из своих стихотворений:
"О златоустом блатаре
рыдай, Россия!
Какое время на дворе -
таков мессия.
СССР помимо общества социализма, гуманизма и светлых идеалов коммунизма, был еще и обществом «блатной культуры». Всю глубину любви к блатняку показывает колоссальный успех фильмов о блатных, и тех блатных песен или стилизованных под них, которые иногда звучали с экрана. Скажем, первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» имел в основе противостояние двух персонажей блатного русского Жигана, которого играл обаятельный Жаров, и человека непонятной национальности Мустафа. Жиган-Жаров пользовался у народа бешеной популярностью -- еще бы, в фильме была показана «малина», пелись блатные песни. Частушку по "мотивам" этого фильма даже я в детстве пел --
«Мустафа дорогу строил,
а Жиган по ней ходил.
Мустафа по ней поехал,
а Жиган его убил».
Случайно написанная, стилизованная под блатняк, песня «Шаланды полные кефали» была любимой песней советских людей разных поколений на протяжении десятилетий. А как любили блатную песню в исполнении Юрия Никулина «Постой, паровоз, не стучите колеса…»
http://torin-kr.livejournal.com/