Когда в начале 2000-х в столице начали стремительно исчезать тараканы, по Москве поползли шутки вроде «путинский режим вытравил даже тараканов».
Росли цены на нефть, улучшались условия кредитования, всё вокруг укреплялось, стабилизировалось и стремилось вверх. От такой благополучной жизни тараканы, с которыми москвичи жили бок о бок не одну сотню лет, покидали пределы МосквыРыжий таракан-пруссак – традиционный обитатель Москвы
Причем, не только тараканы, но и крысы, клопы и даже майские жуки. За ними потянулись и кроты, портившие своими норами зелёные лужайки рублёвских усадеб.
Выдвигались самые различные гипотезы массовому исходу живности из столицы: вредное излучение мобильных телефонов, секретные разработки Роспотребнадзора, генно-модифицированные продукты и прочие гламурные теории.
К ведущему энтомологу страны, профессору биофака МГУ Дмитрию Жужикову бегали журналисты, выясняя куда же подевались тараканы. «Таракан или любое другое синантропное животное очень чутко реагирует на перемены в жизни человека. Общества в целом. Изменения в экономике, социальном и политическом устройстве задевают их не меньше человека… К середине десятилетия в России перемены этих факторов, резкий рост благополучия, вынудили природу отступить. Наступление цивилизации вызвало депопуляцию тараканов. Но стоит нам сделать шаг назад, как они вернутся», – говорил профессор. Но столь банальное объяснение не вызывало восторгов, – пишет «Новая газета».
Тараканов выводили на государственном уровне. Их травили рестораны и супермаркеты, мебельные фабрики и пищевые производства. Собственно, не по добровольному желанию все вдруг озаботились выведением насекомых, а по необходимости. Ведь в случае чего – нагрянет проверка. А там последует штраф от Роспотребнадзора, затем придут пожарные, налоговые, прокурорские службы и «вся королевская рать». Так что появление тараканов грозило серьезными последствиями. Доходило до того, что желая устранить конкурента, предприниматели подбрасывали друг другу насекомых и крыс, сообщая потом «куда следует».
Тараканов вытравляли не только с помощью ядов, их вытесняла и сама среда обитания: центр города заполонили офисы – а есть там особо нечего, в спальных районах стали сносить пятиэтажки с их устаревшими коммуникациями. Как говорит профессор Дмитрий Жужиков, «чем лучше жили мы, тем хуже тараканы».
Но вот в стране разразился кризис, и прежние обитатели столицы начали массовую миграцию в московские пенаты. Вначале вернулись тараканы - ведь многие компании, ужимая свои бюджеты, ещё прошлой осенью срезали и такую статью расходов, как дезинфекция. Упал и контроль со стороны санитарных служб. Часть офисов стала пустовать, какие-то здания заселили бомжи. В полку рыжих пруссаков и черных русских тараканов прибавились и «американские» тараканы, ставшие новыми жителями московской подземки. Они облюбовали тоннели метрополитена.
Затем пришли крысы. Посетители одной московской пиццерии жаловались в блогах, что де «пришли ужинать, а на террасе свободно разгуливает крыса, когда же позвали официанта и потребовали объяснений, получили шикарный ответ: «это местная, не волнуйтесь». Летом полчища крыс атаковали москвичку на Преображенской площади. Ну а дальше подтянулись и кроты, нарушая идиллию английских лужаек Рублёвки и портя грядки простых дачников.
- Знаете, идеальное условие для нашего таракана – это катаклизм. Огромный скачок численности, можно сказать, на моих глазах был после войны. Кругом разруха, антисанитария. В тучные застойные годы – фиксировался некоторый спад. Затем перестройка, девяностые, и снова вверх. Сегодняшний кризис тоже имеет свойства катаклизма. Людям уже не до тараканов. Появляется терпимость, – говорит Дмитрий Павлович Жужиков.
Частный предприниматель Лев Акинченко, электрик по образованию, а ныне директор небольшой компании по выведению грызунов и тараканов, делится своими наблюдениями: раньше у людей с высшим образованием и высоким достатком тараканов не было или почти не водилось. Тараканы любят неблагополучные семьи. У пенсионеров, как правило, живет крыса. «Но сейчас все очень спуталось. Паразиты стали заводиться даже в очень состоятельных семьях», говорит директор-дезинфектор.
Ученые уверены, что тараканы или любое другое синантропное животное, то есть, живущее рядом или за счёт человека, очень чутко улавливают все изменения в жизни не только отдельных людей, но и всего общества в целом. Любые изменения в экономической, социальной и политической жизни страны касаются и их.
Момент, когда можно ещё было справиться с нашествием нежелательных, но традиционных жителей столицы, уже упущен. Остаётся лишь ждать очередного роста российской экономики и цен на нефть.
Анна Лисовец
Источник: extra-m.ru