Я очнулся от летаргического сна внезапно. Огляделся на десять лет назад и вдруг с ужасом посмотрел в будущее. Ровно десять лет убивал я предпринимательский дух наемным трудом. И вот уж булгаковско-пелевинская молодость плавно переходит в кафкианско-лавкрафтовскую зрелость, приходит осознание того, что я семимильными шагами топаю в старость, к новой неведомой жизни российского пенсионера. Я еще в середине пути, но маршрут намечен достаточно четко.
Раз в несколько лет я с ужасом просыпаюсь и смотрю, что происходит вокруг. Последнее такое пробуждение было ровно пять лет назад, когда я отложил пачку сигарет и испытал гротескную жалость к своему организму. Я осознал ужасную ошибку всей жизни. Сигареты с тех пор я не трогал. Пару лет мне снились огромные как кедровые бревна окурки - сон знакомый всем завязавшим. Бывало, я закуривал во сне и испытывал отчаяние, просыпался же с большим облегчением.
Нечто подобное произошло со мной и под Новый год. Я вряд ли был сторонником идей дауншифтинга и всегда легким пожатием плеч отгонял наведывавшиеся мысли об офисном рабстве. Так некогда отмахивался я от страха перед раком легких. Все так работают! Нет, многие гораздо хуже. Я хоть сижу в светлом офисе международной корпорации, у меня есть полис ДМС, руководитель - милая дама среднего возраста, которая находится далеко и требует только одного - чтобы с ней никогда не спорили, стабильная зарплата, бонусная схема и перспектива карьерного роста. Иллюзия под стать курению табака... Жизнь, напротив, стала легкой, слишком легкой, сознание прояснилось, и духовные мускулы потребовали нового напряжения. Я твердо решил завязать с наемным трудом.
Я уволился, продал машину, сдал квартиру и уехал в Китай. Я открыл свою агентскую компанию.
Агентская компания в Китае имеет, как правило, следующую структуру. Предприниматель со знанием китайского, его жена (заместитель и главный соратник) и три-четыре приближённых. Остальные - быстро текущий персонал: студенты-китаисты, фрилансеры-переводчики и пр. пиздобратия. Пиздобратия - это китайские сотрудники, в общей массе бесполезные, глуповатые и невесомые, но необходимые для соблюдения формальностей трудового закона. Иностранная компания должна обеспечивать рабочие места китайцам. Китайцы в офисе после обеда обязательно спят, всегда пьют чай из портативного термоса или баночки (есть с собой у каждого), громко и вонюче смеются над всякой хуйней и уходят домой ровно в 6.30 (рабочий день с 9.30). В целом же китайцы, не смотря на примитивность развития с точки зрения западного человека, довольно миролюбивы и спокойны. Могу судить только об южных, т.к. северяне уже обучены нашими барышнями-предпринимателями материться, быковать и неуважительно относиться к другим культурам. Кстати, драться тут не принято - если ударил кого-то по лицу кулаком, будь готов держать удар ножом или бутылкой, это нормально.
Все агентские компании позиционируют себя как лучшие, первые, сервисные. Все предоставляют одни и те же услуги: логистика (за редким исключением, это чистое посредничество через российских экспедиторов и таможенных брокеров) и сами агентские услуги: инспекции качества, контроль отгрузки, переводы спецификаций и тех. заданий. Если торговая марка клиента не зарегистрирована, наиболее «предприимчивые» компании могут зарегистрировать ее в Китае. Вероятность таких сюрпризов возрастает, если бренд уже раскручен, а производство поставлено на поток. В этом случае для прохождения товара через таможню потребуется разрешение законного владельца торговой марки. Иначе товар не выпустят.
Агентский договор допускает оплату услуг исходя из суммы закупа. От нее будет зависеть процент, который выплачивается агенту - в среднем от 2 до 10. При этом агент получает от производителя откат около 15% с суммы закупа. Платит естественно клиент, при этом может искренне радоваться, что гид-переводчик и авто с водителем предоставлены агентской компанией "абсолютно бесплатно".
Что касается китайских заводов и фабрик, нельзя сказать, что там трудятся только неграмотные пролетарии. Люди разные. Но именно здесь, а не в России, я отчетливо понял польское значение нелюбимого мною слова "быдло". И это не алкаши и не маргинальные гопники всех мастей... Как-то в метро в одном производственном центре Гуандуна жена кивнула мне на сидящего на корточках китайца: "Смотри, у него взгляд козы!" И это было очень точное наблюдение - взгляд, лишенный искры сознания, гораздо, гораздо более тусклый, чем взгляд моей старой немецкой овчарки.
Я видел разные заводы и среди них были довольно высокотехнологичные, использующие станки с число-программным управлением и даже ограниченное количество роботов. Но в подавляющем большинстве на заводах трудятся рабочие, а китайский человеческий фактор в производстве это маленький Большой Пиздец. Люди напрочь лишены логики и ответственности. Попытки китайца наебать европейца можно сравнить с детским обманом, очевидным и нелепым. Тем не менее, китайцы всегда наебывают, т.к. всех мелочей не оговорить ни в подробном договоре, ни в доскональной спецификации с детальными чертежами и техническими заданиями. Если на китайца наорать "как мол так не оговаривали?! Это же бля логично!" - в ответ получишь выдержанный, молчаливый, всепоглощающий, тупой и покорный взгляд. Предоплата никогда не возвращается - на протяжении пяти тысяч лет это считается у китайских торговцев дурным тоном.
Я часто выезжаю на контроль отгрузки, и ни разу – ни разу! - китайцы не заставили меня усомниться в правильности сего мероприятия. Последний раз при тестировании и отгрузке производственной линии из 27 высокоточных станков я обнаружил, что один из них не соответствует модели спецификации. Стоимость $10000.
- Чо за хуйня? - спрашиваю.
Молчание. Инженер-китаец сморщился и уставился на спецификацию. Станок действительно другой и по мощностям, и по рабочим объемам, но технологически линейка соответствует - количество осей и шпинделей совпадает, рабочая высота та же.
- Он лучше, - наконец нашелся, что ответить мой инженер.
- В смысле?
Молчание. Такие вопросы действительно ставят китайца в тупик.
- Я разве заказывал этот станок? Смотри в спецификацию.
Молчание. Опять натужно глядит в бумаги. Я уже прикинул, станок действительно будет помощнее и быстрее.
- Этот лучше, - смущенно повторил китаец, - та модель снята с производства.
- Почему не сообщили? Мы бы отказались. А так вы все решили за нас.
Молчание. Диалог стандартный, хорошо мне знакомый. Причина для такого разговора могла быть любой - упаковка, маркировка, модель, погрузка и размещение в контейнере и т.д. Он будет молчать, качать головой и сокрушаться, что ошиблись или были вынуждены принять такое решение, но предоплату не вернет.
- Я, конечно, понимаю, что вы совершили ошибку, но долгосрочное сотрудничество и партнерство измеряется не ошибками, а способностью и обоюдной готовностью быстро их исправить. Согласен?
Инженер кивает.
- Но та модель уже не производится...
- Звони директору, говори, что мы отказываемся от станка и не понимаем, почему к нам так невнимательно и пренебрежительно отнеслись, - сам в это время звоню клиенту и согласовываю закуп этой модели со скидкой в 50%. Тут я бы мог откусить процентов 20 отката, обозначив клиенту 30%-ю, а китайцу 50%-ю скидки. Все согласятся, закуп слишком большой для таких пробуксовок. Но клиент реальный – молодой комерс, конкретный, никогда не ноющий, быстро оплачивающий счета и рекомендующий меня другим таким же реальным людям, как он сам. Это дорогого стоит. Именно такой клиент получает и 50%-ю скидку, и станок не хуже того, что заказывал. Экономия $5000. Я удовлетворен. На доске счет в нашу пользу, ибо китайцы не понимают ни компромиссов, ни win-win solution – только выиграл-проиграл.
Вывод: косяки китайского производителя можно использовать, если сразу их заметить и отрамсовать, но далеко не всегда получается решать вопросы таким образом. Гораздо чаще китайцы просто молчат, ждут, пожимают плечами и подливают тебе в кружку горячий ароматный чай. Кстати чай может быть мочегонным или откровенным чифиром типа улуна, безумно разгоняющим пульс. Опыт и выдержка в переговорах важны также, как и способность быстро ориентироваться в новых ситуациях. А ситуации эти всегда новые. Лично я удивляюсь каждый день.