Как-то зашел на Уинскую, 8, к Наилю. Наиль - крепко сбитый, здоровенный, казацкого вида татарин, тот день выглядел мрачно.
- Кредит не дают, все банки обошел.
- А что так?
- У Товариществ собственников жилья репутация плохая, имущества нет, чтоб в залог отдать. А нам чтоб деньги отдать, минимум полгода года собирать надо.
- А куда отдавать?
- Да, хотим ИТП (индивидуальный тепловой пункт) установить. Сами будем горячую воду готовить, от посредников избавимся, да и платежи на треть уменьшатся.
Наиль - председатель ТСЖ. Я с ним познакомился, когда его дом боролся против уплотнительной застройки, захвата их придомовой территории полументами, полубандитами. Оказалось, чтобы отстоять землю, ее надо оформить, чтобы оформить надо создать ТСЖ. А пока суд, да дело (в смысле, районный краевой, Страсбургский), жители стали восстанавливать свой дом, разрушенный нашествием различных пришлых старых и новых управляющих.
Наиля избрали председателем, правда народ сразу платить не захотел, мы тут на заводе вкалываем, а он «за так» такие деньги получать хочет?! Но потом смилостивились, кому-то же председателем быть надо, а хочет деньги, пусть еще дворником поработает. На том успокоились и растворились за стальными дверями. Я бы лично после этого их послал. Но Наиль, мужик спокойный, привык любые неудачи оборачивать в достоинство. С того времени до обеда он на свежем воздухе работает дворником, после обеда - председателем.
Дом быстро стал преобразовываться. Начали, как и все, с замены стояков, затем придомовая территория, подъезды. И вот тут впервые проявилась индивидуальная особенность этого дома. Как делают во многих других домах: создали ТСЖ, ставят шлагбаум, забор повыше, пропускной режим. Получается обычная советская типовая зона общего режима. Наиль как бывший сотрудник службы безопасности банка знал, что для настоящей безопасности высокие заборы и колючая проволока в виде орнамента не нужны. Нужны вежливость, система видеокамер и группа быстрого реагирования. И цветы еще нужны, чтоб людям домой приятно возвращаться было. Представляете, сколько денег на НЕстроительстве заборов и шлагбаумов дом сэкономил!
Прошло два года. Я с интересом наблюдал за этим экспериментом. Подъезды действительно преобразились. На полу керамогранит, на стенах кафель, лифт покрылся антивандальным покрытием с солидными кнопками, и как высшая точка, стеклянные пластиковые двери в подъезд. Одна мысль не покидала меня: где-то я все это видел. А-а, у Наиля в банке! Это наблюдение тут же мне подтвердил спускающийся по лестнице житель.
- Как живете дедушка?
- Хорошо живем, как в офисе!
Не, жить в офисе нельзя! - поделился я своими сомнениями с Наилем. - Как бы это одомашнить... Э-э... Картины повесить надо!
- Да мы и сами думали, картины на стенах нарисовать, нанять кого-нибудь.
- Видишь ли нанимать надо Репина или Шишкина, но я слышал, что они уже умерли.
- Может студента какого-нибудь талантливого?
- Тут угадать сложно. А вдруг не Леонардо окажется :) У меня друг есть, директор Художественного училища, поехали к нему!
Вот так началась работа над Художественной галереей в подъезде!
Директор художественного училища, Георгий Петрович, человек заслуженный, художник и педагог. Когда мы его застали, он, как и положено директору учреждения культуры крыл трехэтажным отборным матом кого-то из подрядчиков:
- Ты куда понес! Это тебе не урюк, а рояль! Ну нарожали уродов!
Идея ему поначалу не понравилась, - Да вам все картины после первой же пьянки оборвут! Сто лет пройдет прежде чем в этих заблеванных подъездах картины можно будет весить! Вот уроды!
Пришлось Георгия Петровича погрузить в автомобиль и вывезти в поле, ну то есть в подъезд. Там на месте, посмотрев на стеклянные двери и зеркало в лифте Петрович выдохнул и сменил гнев на милость. - А что, хорошая идея, сделать можно! Задумавшись о чем-то своем, снова помрачнел.
- А что Наиль, выгонят меня с работы, дворником к себе возьмешь?
- Вообще-то место дворника занято. - почесал в затылке Наиль, - но.. сделаем!
Работа закипела. Как говаривал Чебурашка: Мы строили строили и, наконец, построили!
И вот, со стен на нас смотрят Богатыри, ржут над письмом Путину Запорожские казаки, вздымает два перста Боярыня Морозова и куда-то уныло бредут Бурлаки. Это была выставка «Малая Третьяковка в подъезде».
А потом все завертелось: торжественное открытие, гости, пресса, телекамеры. Но это уже не так интересно.
П.С. Да, еще. Позвонила Наилю управляющая банком: Видела по телевизору вашу галерею в подъезде, очень понравилось, заходите, кредит обсудим.
Блин. Вот что значит репутация!