Со мной практически всегда жила бабушка, которая чрезмерно меня опекала. Наверное, те, кто живёт с такими бабушками, понимают, что образы Галины Ивановны и её сына Костеньки из небезызвестного российского сериала взяты не с потолка.
2012 год. Перед экзаменами в университете нам задали нарисовать карту нашей страны и подписать каждый вуз, где есть специальность, которую мы изучаем. Я с жаром взялась за дело, купила ватман, клей, краски и кисти — люблю творческие задания и не против иногда порисовать, тем более что на тот момент потеряла интерес к старым хобби. Разложилась на полу, рисую уже второй или третий час и чувствую себя почти счастливой.
Тут в комнату заходит бабушка. Как вы думаете, что она начинает делать? Садится на стульчик рядом со мной и начинает плакать со словами: «Бедненькая моя, как же тебе тяжело!» Я оборачиваюсь к ней с глазами по пять копеек: мол, с чего она взяла, что мне тяжело? «Ты так привыкла сидеть за компьютером, а тут тебя заставляют рисовать эту хрень, бедная моя внученька!» Двусмысленность ситуации в том, что бабушка до этого каждый божий день орала, что мой кудахтер виноват во всех бедах, начиная с недосыпа и заканчивая неправильным прикусом.
2013 год. Я, собрав волю в кулак, пошла в зал. Познакомилась с прекрасной женщиной-тренером, которая прямо на первом занятии дала мне приличную нагрузку. Домой притащилась усталая и довольная, включила воду, чтобы набралась горячая ванна, а пока она набиралась, решила поделиться с бабушкой своим первым успехом. Что я в ответ услышала? «Твоя тренерша — дура, сука, сволочь и стерва! Разве можно так нагружать? Зачем ты вообще пошла туда?» И это после того, как она мне ежедневно полоскала мозг тем, что я постоянно лежу в постели, никуда не выхожу и ничем не интересуюсь. Поливание грязью тренера в дальнейшем происходило буквально после каждой тренировки, когда я приходила с крепатурой. Спустя два месяца я бросила зал и опять осела дома.
2014 год. Впервые в жизни на третьем курсе университета я нашла работу. Удалённо, платят хорошо, работать нужно по три часа в день — красота! Однако бабушке так не показалось. Через неделю все знакомые, соседи и родственники знали о том, какая я бедненькая, как я мучаюсь и как страдаю. И это при том, что мои одногруппники действительно вкалывают, работая по восемь часов на ногах в общепите. Перед экзаменами я потеряла свою работу, и теперь я уже несколько месяцев слушаю вой (иначе не скажешь) бабушки о том, как ей не хватает денег, как хочется вкусненького и как не хочется платить за коммунальные. Виновата, конечно же, я, потому что не зарабатываю как раньше.
Это — три эпизода, которые наиболее ярко характеризуют поведение моей бабушки, но этой же модели она придерживается в любых мелочах. Если я не сделаю что-то по дому — подымается злобный крик с упрёками и обвинениями, если сделаю — жалостливый плач с пресловутым «бедненькая» и «несчастненькая». Я не преувеличиваю. Спокойно похвалить или, наоборот, сделать замечание, если что-то не так? Не, не слышали. Только скандалы, крики и рыдания — и никак иначе.
Вы у меня спросите, почему я пишу на «Задолба!ли», а не выскажу всё это бабушке в лицо? Высказывала. И разговаривала, и ругалась, и кричала, и хлопала дверью, и говорила с людьми, которые могли бы оказать на неё влияние, и угрожала, и даже пару раз всплакнула в надежде, что хоть это на неё подействует — ничегошеньки не помогает. Её главный аргумент — это то, что она старая и её уже не переделаешь. Действительно, человеку, который остаётся глух к любым просьбам, нереально что-то вбить в голову.
Весь кошмар ситуации я поняла не так давно. Вместе с этим я осознала, что мне придётся самой брать себя в руки и учиться жить по новой, раз уж из меня воспитали безынициативную лентяйку. Вопреки расхожему мнению, привычки, которые вкладывались годами, невозможно искоренить за сутки и даже за месяцы работы. Сейчас я каждый день тренирую силу воли, начиная от известного всем способа «пошла и сделала» и заканчивая различными медитациями и упражнениями на концентрацию внимания. Прогресс пока маленький, но он есть: я хотя бы стала больше времени уделять учёбе и меньше — социальным сетям, в которых раньше могла торчать сутками. Сейчас я рефлексирую по поводу каждого своего поступка, отслеживаю моменты, когда бросаю то или иное дело, приучаю себя к скучным, но полезным бытовым делам, и знаю, что у меня ещё работы в этой области непочатый край. Думаю, что если я съеду на съёмную квартиру, то процесс пойдёт быстрее.
Кстати, у моей бабушки двое детей: моя мама и её брат. Оба не имеют высшего образования, никогда толком не работали, страдают потомственным алкоголизмом и патологической ленью. Бабушка из-за этого каждый день плачет и риторически вопрошает Господа, почему он ей послал таких детей. Действительно, почему?