Когда я была студенткой, я была очень бедной, но очень любила путешествовать, поэтому ездила по стране только в плацкартных вагонах самых дешёвых поездов. Обычно всё проходило без каких-либо происшествий, но иногда случались какие-нибудь истории. Вот, например, одна из них.
Мне было девятнадцать лет, и я с одногруппницей ездила на конференцию в Санкт-Петербург. Там мы с ней выступили в секции «Экологическое право», а потом посетили заседании секции «Криминалистика». В результате нам дали по два одинаковых подарочных набора, в которых в числе прочего была огромная книга «Особенности методики расследования убийств с расчленением трупа и ритуальных убийств». Надо отметить, что книга содержала красочные цветные иллюстрации. Таким образом, у нас на двоих получилось четыре таких книги. При этом у меня одна книга никак не влазила в сумку, и я её несла в руках, и так в плацкартный вагон поезда «Санкт-Петербург — Челябинск» и принесла.
Почти сразу же выяснилось, что в вагоне будет филиал ада на земле до самого прибытия поезда в Челябинск — с нами ехало еще двадцать детей в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет, которые представляли собой одну большую и очень плохо организованную сборную по дзюдо в сопровождении одного не очень трезвого (вернее даже очень нетрезвого) тренера, который тут же улегся на свою полку лицом к стене и заснул.
Дети орали, бегали, висели на полках, рассказывали матерные анекдоты, пели матерные песни и грызли семечки, сплёвывая шелуху куда попало. А потом на какой-то станции они отправили делегацию из своего состава в магазин и закупились пивом. Подвыпившие тринадцатилетние дети — это настоящий ужас, но мы мужественно терпели (даже пытались растолкать их тренера, но эта попытка не увенчалась успехом).
И вот в процессе пьянки кто-то из них обратил внимание на мою книгу с совсем не весёлыми картинками. Все как-то притихли и решили почему-то, что я строгая тётка-милиционер. Спустя какое-то время они сидели вокруг меня, а я им пересказывала всё, что знала о расследовании убийств с расчленением трупа, а потом и ритуальных убийств. После конференции и чтения книги я знала об этом, как оказалось, очень много. В какой-то момент у юных дзюдоистов созрел план сделки — как-нибудь купить мою книгу, чтоб рассмотреть все картинки. Денег у них уже не было, и я вдруг им с какого-то перепуга предложила обменять мою книгу на всё пиво, которое они купили и ещё не успели открыть. И они согласились! Получилось двенадцать бутылок пива в обмен на книгу.
В итоге оставшиеся два дня мы с одногруппницей пили пиво, дети увлечённо изучали книгу, что-то даже со всем уважением периодически спрашивали и вообще вели себя очень хорошо.
Вот так вот просвещение в отдельно взятом плацкартном вагоне на отдельно взятых два дня победило детский алкоголизм.
А меня до сих пор мучает непедагогичность моего поступка. Дети-то, конечно, пить пиво перестали, но я-то обменяла книгу на алкоголь! Надо было бы, конечно, демонстративно пиво вылить в унитаз, но в девятнадцать лет я на такой подвиг была просто-таки физически неспособна :)