Давно не выпиваю . Зато регулярно бываю в пьющих компаниях . Мужских. Мне нормально, я не страдаю. А главное – сделал ряд занятных наблюдений.
Прежде всего: это миф, что кто-то не совсем не пьянеет и вообще огурец. При условии что все выпивают на равных, – косеют синхронно. Дружно, без исключений Но тут уже включается физиология, личные особенности. Есть те, кто умеют сохранять внятную речь и сдержанную жестикуляцию. А есть люди, которых язык просто не слушается, даже если всего пара рюмок, кто начинается пошатываться, идя в туалет. Но вот что важно: если человек говорит не слишком внятно – это не значит, что он уже в хлам. Ну такая физиологическая реакция. Да, слушать затруднительно, но в целом излагает здраво. И наоборот – есть мастера, которые после бутылки произнесут без запинки целую скороговорку. Но при этом несут дикую чушь и глупо хихикают.
Самое забавное – это лица и руки. Можно даже смотреть это «шоу» без звука и всё понимать. Лица становятся либо глуповатыми, либо – наоборот – чрезвычайно серьезными, будто человек именно сейчас решает вопрос о поставках нефтедобывающего оборудования. Но эта серьезность – она тоже комичная, мужчина потешно хмурится, шевелит губами, прищуривается. Изображает деловитость и важность.
Жесты становятся лихими, нарочитыми, резкими. Пьяный не может быть смиренным в конечностях, он непременно что-то должен совершать руками. Хватать посуду рядом, переставлять тарелки, делать бессмысленные пассы. Если движения совсем уже не точны – что-то падает и роняется на пол со звоном.
И бухому обязательно хочется тактильности. Это главный закон опьянения. Ему надо обнять того, кто рядом, ему хочется потрепать друга по волосам, ну хоть как-то, но прикоснуться.
Для меня, как непьющего, именно это – самое трудное. Я готов слушать любые откровения, но когда меня обнимают и даже пытаются чмокнуть со словами «ты мой лучший друг», вот это я не слишком люблю. Даже если напротив действительно близкий друг.
Однако терплю, что поделать. Никого не отпихиваю. Ибо знаю, как это обламывает пьяного собеседника, как портит его уютный кайф. Я же пришел сюда, значит, принял все условия алкогольной игры. Да и вообще нельзя друзей огорчать.
А потом обязательно наступает самый увлекательный момент. Когда каждый уходит в свой « сказочный лес». То есть общий диалог как бы продолжается, но уже никто друг друга не слышит, каждый ведет разговор по сути с собой, а не с собутыльниками. Кто -то пытается рассказать анекдот, начинает, но его не дослушивают, слишком быстро работает горячий мозг. Возникают ключевые слова за которые цепляется угасающий интеллект («футбол», «бабы», «ковид» и т . п .), но они создают лишь видимость общения Каждый несет своё, и вот такой театр абсурда я люблю больше всего. Полифония мужского вечера. И я могу уже тихо сидеть в углу, просто радоваться: друзья собрались, напились, всем хорошо.
…Но есть один удивительный эффект. Он возникает наутро. Я просыпаюсь и явственно ощущаю: блин, у меня же похмелье! Легкое, но похмелье. Такова мощь воздействия пьющего коллектива. Таково его силовое поле.
Алексей БЕЛЯКОВ