Женщина 37 лет:
— Не буду занимать ваше время рассказами о моем голодном детстве, ушедшем из семьи отце и матери, в одиночку тянущей двоих детей, - совершенно спокойно начала клиентка. - Просто хочу, чтобы вы знали, что экономить я научилась еще в детстве.
— Неплохое умение в наше время.
— И оно не раз мне пригождалось, но теперь, когда особой необходимости в нем нет, стало мешать.
— Как это произошло и почему вы считаете, что оно стало вам обузой?
— Это будет непросто объяснить, - она взяла небольшую паузу, собираясь с мыслями. – Очень хорошо помню тот день, когда я приехала поступать в Питер – жара, ветер и две тысячи рублей в кармане. Как меня заселили в общежитие, в котором выжить могли только тараканы, да и те с большим трудом. Как искала хоть какую-то подработку и думала, как не подохнуть с голода – у меня, в отличие от многих других иногородних не было мешка картошки под кроватью и родителей, к которым можно было съездить за продуктами и деньгами.
— Но вы все же сумели выжить.
— Потому что работала по ночам и экономила на всем что только можно: никакого чая или кофе – только кипяченная вода, макароны и гречка по акции и одна зубная щетка на год. А потом вообще вступила в католическую церковь – там кормили по выходным и в честь праздников. Сидела, слушала проповеди и отрывалась, поедая конфеты с чаем.
— Интересный ход.
— Мой желудок подумал точно также, когда в него впервые засунули кусок халвы, - рассмеялась женщина. – После учебы, я решила остаться здесь, сняла однушку и пошла работать в школу. О величине зарплаты говорить не буду – сами можете догадаться, но на нее хотя бы можно было жить, а не побираться по храмам. Но и тут я не перестала экономить: зимнюю одежду покупала летом, а летнюю – зимой, отключала всю технику от сети, продолжала покупать продукты только со скидками и отказывала себе во всем, что после двойного обдумывания можно было посчитать лишней тратой. Заодно взяла дополнительные часы и классное руководство.
— Очень похоже на действия человека, по себе знающего что такое голод, - печально сказала я.
— Да уж, - в тон мне произнесла она. – И так я жила изо дня в день, из года в год. И к удивлению родственников и коллег, вскоре у меня появилась своя квартира, пусть маленькая, но зато своя. Начались вопросы: "Как у тебя это получилось?", а я им отвечала – экономьте и сможете так же. Думаете они мне поверили? Как бы не так, мать до сих пор считает, что я пошла на панель…
— Вы не общаетесь?
— Трудно общаться с женщиной, которая трезвой бывает всего пару часов в сутки, - безразличным голосом ответила клиентка, после чего натянуто улыбнулась и продолжила рассказ. – А потом я встретила Игоря: зрелого, уверенного и что самое главное – умеющего зарабатывать на жизнь. Он начал ухаживать за мной, был милым и настойчивым, и я даже не стала сопротивляться. Но когда мы съехались начались проблемы – ему оказалось очень трудно жить так, как я привыкла. Он много раз говорил о том, что можно позволить себе есть сыр и фрукты, покупать одежду, потому что хочется, а не потому, что старая износилась до дыр, но я никак не могла перестать экономить.
— И он ушел?
— Пока нет, - ответила она и, опустив лицо, зарыдала. – Но, если я не изменюсь, это рано или поздно случится. Понимаете, я просто боюсь снова остаться у разбитого корыта, без возможности самой решать, как жить и что делать. Боюсь опять ложиться спать, напившись воды чтобы не чувствовать голода. Боюсь поверить, что действительно есть человек, которому я по-настоящему нужна…