Глава 1.
Очень люблю это кино. Всякий раз когда смотрю фильм или эпизоды из него, возникает приятное, улыбчиво-умиротворённое состояние. И причем с детства.
Первый раз я этот фильм посмотрел с родителями, когда учился в 6 классе. И казалось бы? Фильм в принципе для взрослых, а мне ребенку очень понравился. Вот такое тепло по душе разлилось. Помню в школе обсуждали, ну так по детски конечно.
Кстати я заметил, что ‘культовые’ фильмы они и детям и взрослым нравятся. А дети когда превращаются во взрослых то опять эти фильмы с радостью пересматривают.
В детстве я этот фильм так увидел: сюжет такой как из сказки про Иванушку дурачка, который на принцессе женился. Кстати, классический сюжет, интернациональный. Плюс взрослые в этом фильме себя как дети ведут: обзываются, шумят, бумажками дерутся;
Ребенку интересно смотреть такое. Это как вы в развлекательном режиме подглядеть в мир взрослых, в их проблемы, отношения. Ты конечно многое еще не понимаешь или понимаешь не так.
Помню, мама меня спросила: “Сережа, а как ты думаешь, почему Бубликов раздражался когда мимо его кабинета женщины ходили в сапогах?”
“Наверно, потому, что они каблуками стучали и ему работать мешали”, наивно ответил я. Наградой был дружный хохот родителей. Да, я тогда не понял концепции.
А вот через 10 лет, работая в программистом в большом офисе, я слышал кaк девушки за стенкой обсуждали свое нижнее белье, купленное по скидке в обеденный перерыв.
“Лифик купила, смотри какой рисунок! И ты, это, ткань потрогай!”
“Ой! Как мягенько!”
А я сижу рядом, все слышу, а ничего не вижу и обдрочиться хочется! “
Девушки, говорю, пожалейте пожалуйста, программиста, работника умственного труда!”
А в ответ ведьминый хохот. Это в Канаде было, четверть века назад. Но я думаю вряд ли, что то кардинально изменилось с тех пор.
‘Служебный Роман’ это классика даже не жанра, а жизни.
Да и вообще, все мои самые близкие друзья, это люди с которыми я либо работал, либо учился.
Так и есть. Мы на работе практически всю сознательную жизнь проводим. Разве можно не сблизиться с людьми в такой ситуации?
А сколько ‘служебных романов’ у нас в офисе было за последние 17 лет? Да, святой Аллах, господний страх! У нас офис программистов полный. Как девушку на работу возьмем, считай все, на следующий год свадьбу гуляем.
Мне Антон, мой школьный друг и партнер, как то сказал: “Серег, мы с тобой можем альтернативное деловое направление организовать. Я даже лозунг придумал: Брачное Агенство: Выйди замуж за программиста!”
А что? Женщины в наше время дюже на программистов охочи. Программист зарабатывает хорошо и как правило домосед. Чего еще нужно для женского счастья?
Глава 2.
Потом смотрел с полным погружением этот фильм уже когда за 30 лет исполнилось.
И уже по другому фильм увидел: как окно в прошлую жизнь. Вспомнилось и детство советское, как к родителям в институт приезжал и как в кружок юных программистов ходил при институте физики твердого тела.
Теплое было впечатление от фильма, ностальгичное. И главное, что хотя на том момент я уже с героями фильма в возрасте сравнялся, они все равно казались взрослыми тетями и дядями. Это наверно по эмоциональной инерции.
И музыка такая, как звуковая дорожка к моему детству. В одном ряду с Машиной Времени, Пинк Флойдом и “Приключениям Электроника”
Глава 3
А вот месяц назад опять за много лет полностью пересмотрел фильм. Не спалось ночью, чето пробило на ностальгию и зарядил фильм.
И знаете, совершенно по другому смотрел это произведение. Вот просто как будто заново увидел.
И хотя герои фильма уже младше меня, и их реальность отделена от моей расстоянием почти в полвека, все равно, воспринимал я их как живых, близких и понятных мне людей.
Одним словом смотрел и кино и думалось: “Верю!”.
Фильм международный между прочим. Он не привязан ни к веку ни к месту. Возьми любой офис в мире и тех же самых персонажей узреешь.
Я всю свою жизнь в офисах прожил если так посмотреть. И был как и свидетелем служебных романов, так и участником. Был свидетелем хитроумных подстав, подсидок и интриг. Видел как смешно дерутся (толкаются) программисты на кухне, не сойдясь в технических мнениях.
Офисная жизнь. Я люблю ее. Другой жизни не знаю.
Сам я прошел путь от студента практиканта до собственника-директора и до полу пенсионера.
Глава N+1
Смотрю я фильм, а мысли в голове крутятся колесом. Воспоминания вызывают.
Новосельцев.
Кто то скажет: он лох. Недотепа. Недосамец.
Я увидел его по другому в этот раз.
Этот человек пережил одну из самых страшных катастроф, что может случиться в мирной жизни: крушение семьи.
Вот он один, собирает двух своих сыновей в школу.
Значит там в прошлом, была семья, любовь, надежда на счастье. И все рухнуло.
Люди после такого меняются навсегда. Сознание переформатируется. Приходит озлобление, просыпается внутренний зверь.
Я так скажу: мужчина остался один с двумя сыновьями при живой маме. Там в прошлом была драка не на жизнь, а на смерть. Вот иди попробуй у женщины забрать ребенка. Болеть буду за тебя, но деньги на нее поставлю.
Мужчина, что в одиночку воспитывает детей он уже и изначально есть Сила. Природная сила. Не надо вестись на обманчивый внешний вид. Это маскировка.
Так я увидел Новосельцева в этот раз.
Еще я увидел, что он в длительном трауре. Его внешний вид, застенчивость и полный отказ от себя как от сексуального существа это траур, самонаказние.
Так бывает. Так и со мной было.
После личностных катастроф, особенно тех, где кажется, что ты виноват, наступает время скорби. Потеря личности или как там сказать по научному.
Запираешься в себя как улитка. Посыпаешь голову пеплом. Но внутри, внутри живет зверь. И может быть эта скорбь, скорее защита, так как ты знаешь, что если выпустишь зверя наружу то будет Хиросима и Сталинград как тебе, так и всем рядом.
Предательство жены: самого близкого к тебе человека. Забота о малышах. Чувство собственной несостоятельности и вины. Люди от такого умирают.
Вот так я думал про Новосельцева, смотря этот фильм.
И такие же мысли возникли про Калугину. Она тоже пережила катастрофу: предательство подруги и любимого человека. Она также отреклась от своей сексуальности и ушла в работу.
Я так же подумал, что она ‘пришлый’ человек. Наверно приехала в Москву учиться. Такая альтернативная версия ‘Москва слезам не верит’.
Кто то скажет: ‘Сказка’, так не бывает.
А по моему опыту бывает так чаще, чем не бывает. Люди которые начинают с низких позиций еще те бойцы. Они дерутся за место под солнцем как берсерки.
А женщины так и подавно. Я заметил, что женщины работу(офис) часто воспринимают как продолжение семьи. Ну вот есть такая эмоциональная иллюзия.
И активистка Шурочка тому живой пример.
И кстати поэтому одиноких женщин часто назначают в директора: будет держать железный порядок, пока не сломается. Но сломается в конце концов, так как ломается все. У всего есть срок годности.
Я увидел в фильме как герои подошли к своему сроку годности. Точки слома. Тут надо эволюционировать дальше или пропасть. Пришло время ‘менять имена’©
Глава N+2
Корпоративные интриги.
В организации где работают герои нет зам. директора и похоже уже давно. Так же ушел, но скорее перевели в министерство начальника ‘легкой промышлености’.
Идет время перемен или организационной оптимизации. Так как фирма не принадлежит Калугиной, она не вправе сама назначать себе заместителя. Заместитель в таких организациях это такой мотивационный волк, что дышит тебе в спину.
Приход Самохвалого это в принципе начало конца карьеры Калугиной. Она отслужила свое, отработала.
Я понимаю, что это просто кино, пьеса. И вряд ли думал сценарист о таких деталях. Но я видел хороший макет офисов в которых я жил. Я видел как безжалостно выбрасывали людей, как отработанный материал.
И тут истеричное поведение Новосельцева на ‘корпоративе’ и ответная истерика Калугиной это как крик о помощи и одновременно перерождение.
Они оба одновременно пропадали.
Когда Новосельцев устроил скандал, он перешел свой внутренний Рубикон. Так как терять уже нечего. Бывает такое.
Когда Калугина расплакалась, она в принципе сказала Новосельцеву: “Я тоже пропадаю!”
Так и родилась любовь.
Kлассное кино. Такое правдивое, больное и смешное как наши жизни. И оно дает надежду. Настоящую надежду, а не веру в лотерейный ‘happy end’.
The End