Где-то пару месяцев назад пришел ко мне мужик с бабушкой. Бабушка преклонного возраста — уже за 80, мужик — ее сын, ему около 60.
У бабушки трое детей, семеро внуков, и втемяшилась ей блажь, что нужно составить завещание, чтобы все добро поделить поровну между внуками. Мужик репу почесал — семеро! Тут двое-то далеко не всегда могут договориться, как наследство поделать, трое — уже почти никогда, а у нее — семеро! То есть, если каждый получит по одной седьмой, например — квартиры, то, во-первых, договориться об условиях, на которых будут квартиру продавать — то еще приключение, да и риелтору потом всех собрать в одном месте, чтобы провести сделку — тоже мало приятного.
Собственно, для того мужик и привел ко мне свою мать, чтобы я как-то помог ему разъяснить бабушке, что лучше завещать не все поровну, а каждому что-то конкретное.
Тот случай, когда вопрос стоит не в обязанностях человека, а в реализации его прав. Когда вопрос в обязанностях — вышел в суд и сделал свое грязное дело, а вот заставить человека грамотно реализовать свои права… дофига делов!
Долго я ей объяснял, что когда внуки начнут наследство делить — в гробу она будет вертеться, как вертолет. Еще и дети, вероятнее всего, пенсионного возраста — то есть у них есть еще и обязательная доля. А если у кого-то из наследников долги? Тогда на его долю в наследстве сразу приставы наложат запрет — и вообще условная квартира повиснет мертвым грузом. Семеро между собой даже не договорятся, как коммуналку платить! А с учетом обязательных долей — это вообще мрак! Все семеро в одной квартире тоже точно жить не будут, даже если поделить по одному дню в неделе.
Своим решением — поделить по завещанию все поровну между внуками, она обрекает и внуков, и детей на пятилетку судебных разбирательств.
Нет, бабушка непреклонна в своем решении. Всем все поровну, чтобы никого не обидеть, чтобы добрым словом ее поминали. Да не будут ее добрым словом поминать, если так завещать! Наоборот — проклинать будут!
Не помню уже, как именно, но в разговоре всплыло, что один из внуков сидит за убийство.
— Нет, — говорит бабушка, — оклеветали его! Хороший мальчик!
Постой! Если сидит за убийство — то там, совершенно точно, есть и моральный вред под миллион! Открыл базу приставов — да, так и есть! Висит на внучке моральный вред, не миллион, чуть поменьше, но, учитывая круглую сумму, вероятнее всего, не выплачено вообще ничего.
— Вот, — говорю, — завещайте ему что-нибудь, чего не жалко. Или сад, или гараж — на что пристав сможет обратить взыскание, пустить на торги и так далее.
— Это как это — на торги? — насторожилась бабушка. — Какие такие торги?
— Отберут, продадут, а деньги кому нужно переведут.
И тут она прямо подпрыгнула!
— Это как так — отберут? С чего это вдруг — отберут? Не для того мы с дедом все добро наживали, чтобы посторонним людям досталось! Не хочу, чтобы отбирали!
А кто там спрашивать будет — хочу или не хочу? Заберут — и все тут!
Ушли.
Где-то с неделю назад мужик начал названивать мне. Мол, хочу подъехать, буквально на полминуты. Тут уже понятно — если человеку достаточно полминуты, то он хочет какой-то презент передать. А у меня был такой дикий период, что в офисе появлялся вообще непредсказуемо.
Встретились только сегодня. Мужик привез бутылку коньяка и рассказал, что бабушка его после меня еще месяц по юристам таскала, чтобы убедиться, что если у внука есть долги — то пристав вполне может у такого внука наследство отобрать, полностью, или его часть.
Потом долго выясняла, у кого из внуков есть долги. И, в итоге, завещала все троим, у которых долгов не было, при чем не так что, каждому по трети всего, а каждому конкретное имущество.
Да, не решает проблемы с обязательными долями, но меньше шансов, что внуки после смерти бабушки в судах ее потом поминать будут.