Самое неприятное зрелище, которое можно вообразить, - мужчина на фигурных коньках. Раньше зимою мужики на льду бились в хоккей - теперь совершают пируэты, да еще по телевизору всякие шоу новые жертвы втягивают в фигурное катание. Мужчина, который выписывает на льду кренделя и взмахивает то ручкой, то ножкой, теряет гендерные признаки и перестает быть мужчиной. Редкая женщина в реальной жизни согласится опереться на плечо фигуриста, какие бы поддержки он ни исполнял на льду. Мужчина катается на коньках на пару с женщиной не по той причине, что ему хочется покорить ее своим танцем. Исключительно как жиголо, ради контрактов и заработков.
Женщина на фигурных коньках - тоже не совсем женщина, это не мать и не жена. Устремляясь к всеобщему обожанию, она перечеркивает свою извечную природную сущность. Женщина, ушедшая в фигурное катание, сначала живет как весталка, потом превращается в гетеру. Лыжницы и пловчихи рожают детей гораздо охотнее, чем фигуристки. Сочетаясь супружескими узами, фигуристы редко, еще со времен знаменитых дуэтов Белоусова - Протопопов и Пахомова - Горшков, обзаводятся детьми. Забота о потомстве не вписывается в концепцию жизни, намеченную фигурным катанием. По моему убеждению, фигуристы вслед за Борисом Моисеевым могут назвать себя "падшими ангелами" и "детьми порока", а фигурное катание ведет к стерилизации народа.
Популярность того или иного вида спорта - индикатор состояния общества и его ценностных ориентиров. Если на первое место выходят виды спорта, которые основаны на прямой конкуренции и агрессивном, контактном противоборстве с соперником, это общество находится в фазе роста и не боится вступать в политическую и экономическую конкуренцию с другими государствами. Это подтверждается безумной популярностью футбола и хоккея в нашей стране в 1950-1960-е годы, когда одновременно с недостижимыми поныне победами были достигнуты самые выдающиеся прорывы в экономике, высокотехнологичной промышленности, науке во главе со всеми нашими Нобелевскими премиями. Поэт Евтушенко имел все основания сказать о Боброве "Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси". Соперничество СССР и США за Луну и Марс совпало с легендарными хоккейными матчами. Мы быстрее всех строили мощные ускорители - и на спортплощадках без помощи легионеров на равных бились с мировыми фаворитами. Сегодня фигуриста Плющенко можно поставить рядом разве что с певцом Биланом.
Фигурное катание - это культура декаданса и гламура. Фигурное катание манит тех, кто избегает прямой схватки с противником и страшится объективной оценки. Эти банты, плюмажи, ажурные колготки и суспензории - все из сумерек. Судят в фигурном катании по понятиям. Первый русский олимпийский чемпион 1908 г. Николай Панин был близок к тому, чтобы сняться с соревнований, потому что его отчаянно засуживали. Панин был фигурист, продукт декаданса. Если бы русские в начале прошлого века столь же успешно играли в футбол и бегали резвее, то и революции у нас не было бы. Мы гордимся фигурными чемпионами, но, наоборот, горевать надо, это свидетельство кризиса.
Популярность фигурного катания находится в резком противоречии со стратегическим курсом на модернизацию. Россия жизненно, ради собственного спасения, нуждается в инноваторах, в творцах новых идей, которые способны построить экономику знаний. Но можно ли себе представить, чтобы инноватор стал воздевать руки и выделывать пируэты на фигурных коньках? Инноватор может взять в руки теннисную ракетку, надеть бутсы, выйти на татами и накостылять конкуренту. Инноватор - это знание и напор, но не муаровые изыски. Фигурист не станет строить завод, не поедет осваивать новые земли, не полетит в космос. Бесполое фигурное катание - засада, томные вздохи и манерные антраша. Поклонник фигурного катания хочет потреблять и расходовать, но он не способен к созидательному инновационному труду.
С фигурным катанием может сравниться только игра "Что? Где? Когда?". Эта будто бы интеллектуальная забава символизирует бесплодность и невостребованность образованного класса России. Такой игры нет за границей не потому, что там живут тупые люди, а по той причине, что умные люди имеют реальное дело и могут найти применение своему интеллекту, помимо отгадывания шарад и ребусов. Способны ли знатоки включиться в модернизацию? Если нет - пусть судят фигурное катание.
Автор Сергей Лесков, Известия