В начале 90-х, когда я начал смотреть американские фильмы, мне многое из образа жизни и мироустройства американцев, как советскому человеку, было чуждым, странным. Что-то было вообще непонятным. Сегодня многое из этого чуждого уже присутствует и у нас, что-то ещё будет освоено в будущем.
Я, например, долго не мог понять, что такое «помолвка» и зачем она нужна. До сих пор не знаю точного соотношения помолвки и обручения.
Или вот приезжал, например, мужик в ресторан на машине, а там его встречал парковщик – мужик отдавал ему ключи, парковщик садился и куда-то уезжал. Ни хрена себе, думал я, вот так свободно ключи от машины отдаёт, парковщик же украсть её может. Да и сейчас сложно понять – доверять машину какому-то левому чуваку. Потом, значит, мужик проходил в ресторан, там его спрашивали фамилию, на которую заказан стол. А что, думалось мне в девяностых, разве нельзя придти в ресторан просто так, без записи? Было очень дико, когда кто-то кого-то в ресторан приглашал на день рождения. Тогда у нас было принято исключительно дома всё это делать – салаты, селедка какая-то, сорок человек в двухкомнатной квартире, шубы на кровати и кто-то постоянно ходит на улицу курить. Далее этот гипотетический мужик ел там чего-то, а потом говорил – «Запишите на мой счёт». Какой нахрен счёт, поражался я в девяностых – он не заплатил и ушёл! Может, вообще не придёт!
И, главное, это «запишите на мой счёт» у них и в булочной, и в магазине и везде. Чего он сразу-то заплатить не может? Аааа….в ресторан ещё, почему-то, в этих американских фильмах не пускали без пиджака или галстука. А если у героя их не было, ему выдавали ресторанный. Во-первых, какого хера они не пускают без пиджаков, удивлялся я, а во-вторых, носить какой-то левый пиджак и сидеть в ресторане в нём – сомнительная радость.
И ещё меня поражало, что герои назначали деловые свидания в ресторанах. Например, встречает полицейский какого-то незнакомого чувака и хочет с ним что-то перетереть по совершенному преступлению, чувак свидетель – всегда удивляло, что полицейский назначает ему встречу вечером в ресторане. У меня возникал вопрос – у него такая огромная зарплата, что ничего не стоит поработать в ресторане, или ему на работе эти расходы компенсируют. А свидетель – он же есть должен, ему какой смысл тратиться. Только в более позднем возрасте до меня дошло, что они и без рабочих встреч едят в ресторане ежедневно, и это просто совмещение ужина и встречи. Поход в ресторан был для девяностых событием, некоторые бабы приносили сменную обувь и долго чесали волосы у зеркала перед входом.
А если в ресторане не было парковщика, и герой оставлял машину на улице, он потом обнаруживал квитанцию за неправильную парковку. Что это за хрень, не мог я понять, почему он не может припарковаться на улице?
А ещё меня сильно удивляло, как полицейские называют марку преследуемой машины – Форд Скорпио 1985 года. Я думал, что год означает какую-то модификацию – типа в 84 был один кузов, а в 85 другой, а в 86 третий, поэтому, чтобы как-то определиться, называют год выпуска. И поражало, как это они все помнят сотни этих моделей.
Для советского сознания всё это было совершенно непонятным. И если дни рождения в ресторане, бронирование столов и прочее теперь есть и у нас, то что-то так и останется признаком чужой жизни – школьные автобусы, молоко по утрам у двери, студенческие братства в университетах и всякая другая ерунда, которая так ярко характеризовала в начале 90-х странный и прекрасный американский мир.
lopatin2007