Просмотр картины «Соловей-разбойник» по сценарию Ивана Охлобыстина оставляет одно очень ясное чувство. Никакое. Пустота.
Никаких эмоций вообще. Ни злобы, ни отвращения, ни восхищения, ни тяжкой задумчивости. Полное отсутствие послевкусия. Будто просто отсидел полтора часа перед чёрным экраном.
Мы не будем критиковать фильм за очевидные недостатки в драматургии и режиссёрской работе. Они присущи практически всем современным российским картинам. И даже не отметим, что, несмотря на звёздный актёрский состав, создателям не удалось раскрыть характеры персонажей, отчего этим пустым образам не хочется сочувствовать. Об этом напишут десятки других рецензентов в Рунете.
Поговорим о самом главном — выбранном жанре.
Режиссёр Баранов и сценарист Охлобыстин попытались открыть для нашего синематографа формат кинокомикса. Очевидно копируя Квентина Тарантино и его фильмы «Криминальное чтиво», «Убить Билла» и частично «Син Сити», они положили в основу жанр глянцевого трэша. Ну, чтобы много стрельбы и кровищи, самурайские сабли, зажигательные саундтреки, модные костюмы, чёрный юмор, сиськи, бесконечный экшн, экшн, экшн. Всё это сопровождается приколами, цинизмом и плясками на костях.
В случае с Тарантино глянцевый трэш вполне смотрибелен. Когда благополучные города США и Европы вдруг превращаются в арену жестокой мясорубки, скучная бюргерская душа получает свой заряд адреналина, перчёные фантазии из глубин бессознательного воплощаются на экране. И можно дальше жить в тихом размеренном мире офисной чистоты и пунктуальности.
Но создатели «Соловья-разбойника» досадно промахнулись с аудиторией. Ошиблись со страной.
Ну кого в России можно впечатлить расчленёнкой? Жестокостью? Цинизмом? Криминалом? Старым-добрым ультранасилием? Разве что московских хипстеров, и то вряд ли. Лакированные, прилизанные сцены расправ выглядят пресно и неуместно, как дурацкий анекдот. Люди, пережившие бандитские 90-е, засыпают в кинотеатре, когда жертвам плющат головы гигантским молотом. Тоже мне, удивили. Русского человека. Раздробленными головами. Ха-ха-ха!
Русская жизнь — это и есть трэш. И что вы здесь можете придумать острее?
Когда житель России хочет острых ощущений, он просто открывает новостную ленту. В ОВД задержанного изнасиловали бутылкой шампанского. Выявлена клиника, где 10 лет торговали детскими органами. В казарме новобранца засунули в шкаф, подожгли и выбросили из окна. Мать утопила своего ребёнка в пруду из-за конца света. В стенах элитного жилого комплекса обнаружены закатанные в бетон тела гастарбайтеров. Мужчина зарубил свою супругу топором, расчленил и выкинул в мусорный бак из-за того, что она не давала денег на бутылку водки. В подвале найдены трупы сгнивших заживо наркоманов, тела которых съели собаки. Шестиклассница Настя сделала себе аборт с помощью ржавого скальпеля и раскалённых щипцов. Бомжи сожрали всех кошек и голубей на территории детского парка.
Всё это с деталями, картинками и живыми свидетельствами очевидцев. И кому после всего этого нужны ваши окровавленные самурайские мечи, дробящие голову кузнецкие молоты, повешенные на театральных декорациях злодеи? Это детский сад. Совсем недавно в эфире Первого канала нам показывали пытки в чеченских зинданах, с отрезанием пальцев и отстреливанием гениталий. Крики, вой, плачущие жертвы, молящиеся в отчаянии родственники. Какие, к чёртовой матери, самурайские мечи? Что это за раскраска для дошкольников?
У действительно успешной русской чернухи, будь то фильмы «Зелёный слоник», «Чистилище», «Груз-200» или книга Мамлеева «Шатуны» есть одно важное качество. Они очень близки к реальности. Да, Россия — мрачная, серая, холодная страна, полная жестокости и слёз. Алкоголизм, каннибализм и ультранасилие здесь являются частью повседневной бытовой реальности. Ты сидишь в уютном кафе, под звуки французского джаза пьёшь латтэ с карамелью, а на втором этаже кто-то расчленяет родную жену из-за бутылки водки. После чего попадает в ОВД, где его насилуют бутылкой из-под шампанского, перед тем как закинуть в тюремную пресс-хату. После этого вы предлагаете ему посмотреть, как Охлобыстин, Стычкин и Бадюк решетят негодяев из нагана.
Нет. Жанр «глянцевого трэша», со всеми его сицилийскими страстями и мексиканскими перестрелками, в России изначально провален. Жизнь в нашей холодной стране круче, чем кино.
Е. Д.
http://sputnikipogrom.com/