Зеркало


18+


21 февраля, 2013

«Конфликт» гуманитариев и технарей

На самом деле никаких конфликтов, понятное дело, нет. Милые бранятся – только тешатся. Есть родовая травма в мозгах, нанесенная «лучшим в мире» советским образованием. ...
Советская система образования, безусловно, была хороша тотальным охватом населения и могучей силой принуждения, вдалбливающей, вдавливающей хоть какие-то знания во всех, кто попадался ей под руку; но недостатки – продолжение достоинств. Если система основана на тотальном принуждении, то и в самом образовании силен догматизм, авторитаризм, зубрежка, лейтмотив совка – «шаг влево, шаг вправо считается побегом».

Советская школа основана на убеждении, что у всех задач есть одно-единственное ПРАВИЛЬНОЕ решение (указанное в конце учебника), причем данное решение можно найти одним-единственным ПРАВИЛЬНЫМ методом (который рассказал учитель и который указан в учебнике), все же остальное – от лукавого. Вспоминаю случай из собственной школьной практики.

Дело было году так в 1983-м, учился я в 9 классе (это аналог нынешнего десятого). В тот год алгебру с геометрией вела у нас некая Елена Ивановна – колоритнейшая женщина, громадная и необъятная, как дредноут, настоящая генеральша.

Она действительно, как говорили, была генеральшей, то есть женой генерала (тогда в совке это еще что-то значило, даже в Москве). И по характеру соответствовала – была властной, даже свирепой, и в школе ее боялись все – и ученики, и учителя, и сам директор.

А кроме того, она и сама была не просто училкой по математике, но, бери выше, действующим «методистом РОНО» - то есть чиновницей в советской система наробраза. Могла бы и не преподавать, а лишь надзирать за другими – но вот пришла в нашу школу, видимо, потому, что «чертовски хотелось работать» (хотя тогда эта крылатая фраза еще не прозвучала).

Веселая методистка затеяла однажды во всех 9-х классах некую «четвертную контрольную» по алгебре. Первый урок она объясняет, второй урок все пишут. 9 «А» писал на первых двух уроках, дальше – мой класс. Приходим. Оказывается, ЕленИванна затеяла, как она сама торжественно объявила, «эксперимент»: мол, она, пытливая натура, тут давеча обнаружила, что на уроках физики при решении физических задач вовсю решают квадратные уравнения – и возбудилась: это же ее хлеб! Это алгебра! Значит, надо совместить и порешать такие задачи на ее уроках!!

И начала объяснять, какие задачи и как решать. Я уже за первые два месяца записал ЕленИванну в женщины хоть и безобидные, но не адекватные, поэтому особо ее не слушал, сидел на первой парте, думал о своем. И тут слышу из-за спины яростный и недоуменный шепот друга Макса:

- Что она пишет?! Это же не скорость! Это формула пути! Это не скорость!!

Громкость шепота нарастала, и, наконец, он достиг ушей генеральши. Она перестала стучать мелом по доске и с грозным видом обернулась. Ее поворот был подобен повороту орудийной башни главного калибра на дредноуте, при этом она издала невероятный рык:

- ЧТО-ОООО??

Типа – кто осмелился раскрывать рот на ее уроке??

Макс за моей спиной мгновенно впал в ступор и больше не выходил из него до конца урока.

Зато оживился я. Я-то знал, что Максуд по вечерам ходил в физматшколу при МЭИ! Вгляделся пристальнее в ее каракули на доске – ба! И точно! Наша методист РОНО, очевидно, подзабыла курс своего педвуза, и совершенно напрасно оторвалась от своих методичек, безрассудно схватив учебник по параллельной дисциплине – физике. Она перепутала – и на полном серьезе сейчас выводила на доске НЕ ТУ формулу. Класс при этом, как положено в ХОРОШЕЙ ШКОЛЕ, хранил благоговейное молчание и знай скрипел ручками в тетрадях – перенося сакральное знание с доски к себе на бумагу.

Я поднял руку. Поднял повыше. Потом позвал тихонько, привлекая к себе внимание:

- Елена Ивановна!

- А, Рощин! – отмахнулась она. – Опять хочешь сказать, что можно как-то быстрее? Потом скажешь, не мешай классу!

Ну ладно, что ж. Я опустил руку. Комментируя свои действия, Елена Ивановна стучала мелом еще минут 10, наконец, победно улыбнулась и закончила. Класс тоже немного «отпустило», пошло легкое шевеление и даже кое-какой шепот. Вот-вот уже перемена – перед контрольной.

Тут Елена Ивановна вспомнила и обратилась ко мне:

- Ну, что там у тебя было? Давай, только коротко!

Я показал на доску и сказал:

- Там у вас неправильная формула. Не v, а s должно быть. Это не формула скорости, это путь.

Повисла зловещая пауза. Собственно, сказанное означало, что все объяснения были «не о том», и указанный (а также тщательно записанный классом в тетради) способ решения в принципе не годится. Елена Ивановна начала медленно и страшно багроветь. Я представил, какой мощности крик должен раздаться в следующую секунду, и поспешил добавить:

- Это и по размерности можно сразу увидеть. Смотрите: vt – скорость на время, получаем метры, и аt квадрат пополам, секунды в квадрате сокращаем – опять метры. Метр плюс метр – это путь, Елена Ивановна. У скорости другая формула, нам на физике объясняли.

Крик замер у Елены Ивановны в горле. Она закашлялась. Махнула рукой. Тут и звонок прозвенел. Контрольную на втором уроке нам отменили.

Собственно, к чему я это все рассказываю? К тому, что самая неловкая ситуация сложилась с 9 «А». Они-то до нас все «решили» всю контрольную по «методике», предложенной учителем!

Замечу – я ведь учился вовсе не в школе для даунов. Это была обычная московская, пусть и окраинная, школа. Это СУТЬ нашего образования. У нас в школе, уже тогда, было два типа преподавателей: такие, как Елена Ивановна – властные, свирепые, у которых на уроке «муха не пролетит» - и женщины-тряпки, у которых на уроках царил полный хаос. От последних в голове не оставалось ничего, а елены ивановны вколачивали единственно верное понимание своего предмета.

Я рассказал о том, что было на алгебре. Но ровно то же было и на «гуманитарных» предметах. Дихотомия «гуманитарии-технари» в постсовке не имеет смысла. В обоих случаях правит бал «агрессивно-послушное» большинство, неспособное критически отнестись к тому, что ему впаривают «авторитеты», и свято убежденное, что есть одна-единственная (и, конечно, известная Наверху) истина, которую можно достичь одним-единственным, описанным в Учебнике путем.

sapojnik

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Комментарии
Uster
21.02.13 11:26

во втором абзаце хуйня написана, дальше наверное можно не читать

 
as
21.02.13 11:29

хуета
если знал предмет, часто и без проблем спорил с учителями
учителя делились на две другие группы - те кто сами знали предмет - те были готовы к любой дискуссии и принимали все адекватено
вторая группа - учителя по недоразумению, но как правило у них ни они сами ни их ученики предмет не знали в принципе..
у меня физику вела пионервожатая...вот это был пипец полный..физику в школе не знал ни кто

 
Xaxol
21.02.13 11:30
"Uster" писал:
во втором абзаце хуйня написана, дальше наверное можно не читать
Да-да! Полная хуйня ниачом!
 
Старпом
21.02.13 11:30

Очень сложно. Не осилил...

 
Квадрат
21.02.13 11:37

Какой нахуй квадрат пополам?!О_О

 
chuvak
21.02.13 11:38

Ну вот для кого этот придурок написал свои детские воспоминания?
Я вот закончил когда-то физико-химико-биологический класс,но такую хуйню никогда не выдавал.
Мало ли чего бывает в процессе обучения.

 
вапвп
21.02.13 11:42

Блядский аффтор - НЕ ПИЗДИ. Не нравится тебе советское образование? А нравится тебе что сейчас бесплатное образование будет только до 3 класса? А дальше бесплатными будут только три предмета - пение, физкультура и безопасность жизни? Чтобы твой ребенок как быдло был физически крепок и с песней мог на рудниках работать заботясь о своей безопасности на благо страны?
А другие предметы будут платные, общей стоимостью 600000 (шестьсот тысяч) рублей с 4 по 11 класс. То есть по 75000 рублей за год. И это типа в государственных школах - которые сейчас сокрашаются - из трех делают одну. И твоему ребенку туда просто не хватит места и ты поведешь его в коммерческую школу где цена будет уже не 75000рублей в год а значительно дороже.
Я уже не говорю что ВСЕ учебники ты уже покупаешь сам, как раньше в школьной библиотеке тебе хер чего дадут.
НРАВИТСЯ ТЕБЕ ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,АФФТОР?

 
SS
21.02.13 11:46

Так и хочеццо спросить аффтора: "Ты, сцука, в какой школе образование получил?" Далбаеп...

 
парма
21.02.13 11:47
"as" писал:
хуетаесли знал предмет, часто и без проблем спорил с учителями
Да, без проблем. Когда я сказала, что Маяковского терпеть нет мОчи, меня чуть не линчивали перед всем классом. "Ты нихуя не понимаешь в поэзии!" "Мнение своё засунь, рот закрой!" И это самое невинное, что я услышала... А вообще весело было смотреть, как училка бьёцца в конвульсиях.)
 
Big Al
21.02.13 11:47

Раньше была наука, а теперь нет, и не надо тут ЕленИванну во всем обвинять

 
апн
21.02.13 11:49

Дядя, вот тебе минимум 45 лет, а ты такой бред пишешь!!! не позорьзя,сгинь!

 
зшщ
21.02.13 11:52

Аффтар - идиот. В моих учебниках по математике неоднократно встречались задания типа "Дано - то и то, найти то и то тремя разными способами", более того, если я находил четвёртый способ, то учителя меня хвалили, а не ругали. Тоже учился при совке, по тем же учебникам. КОроче, гон какой-то.


Фсем превед кстате!

 
Я
21.02.13 11:52

Пиздёж и провокация. Кроме двух типов которые чувак написал, были ещё нормальные учителя.

Но вообще, есть правда в том, что в советской школе нихуя не учили думать. Она готовила не руководителей, а рабочих заводов и фабрик. Теоретически думать должны были учить в институте.

 
Квадрат
21.02.13 11:55
"парма" писал:
Как ты могла?! Маяковский - это наше всё блеать!
 
зшщ
21.02.13 11:55
"парма" писал:
Да, без проблем. Когда я сказала, что Маяковского терпеть нет мОчи, меня чуть не линчивали перед всем классом. "Ты нихуя не понимаешь в поэзии!" "Мнение своё засунь, рот закрой!" И это самое невинное, что я услышала... А вообще весело было смотреть, как училка бьёцца в конвульсиях.)


Это спор о вкусах - можно ругаться до опизденения. А вот если бы ты с помощью математических формул доказала, что Маяковский - говно, хуй бы тебя кто гоношил! )))))

 
Квадрат
21.02.13 11:58
"Я" писал:
Но вообще, есть правда в том, что в советской школе нихуя не учили думать. Она готовила не руководителей, а рабочих заводов и фабрик. Теоретически думать должны были учить в институте.
Ну правильно. И учили, причём с первого же дня, в моём случае.
 
зшщ
21.02.13 11:59
"Я" писал:
Но вообще, есть правда в том, что в советской школе нихуя не учили думать.


Не согласен категорически.

 
Паниковский
21.02.13 12:02

Блять, автор из невнимательной училки сделал вывод о системе образования в целом.

 
парма
21.02.13 12:04
"Квадрат" писал:
Как ты могла?! Маяковский - это наше всё блеать!
Каюсь на могиле великого поэта по чётным дням.
 
парма
21.02.13 12:08
"зшщ" писал:
Это спор о вкусах - можно ругаться до опизденения. А вот если бы ты с помощью математических формул доказала, что Маяковский - говно, хуй бы тебя кто гоношил! )))))
Ты чего-то не догоняешь. Я с училкой не за бутылкой водки спорила. Она проводила опрос на тему "нра/ненра и почему", я ответила честно, хотя надо было соврать или доказать с помощью формул.)
 
зшщ
21.02.13 12:15
"парма" писал:

Да я понимаю, что не просто так ты бучу подняла по Маяковскому. Но одно дело сказать: "Эта рифма уебанская, ящетаю", а другое - на формулах это объяснить. Я вот о чём хотел сказать.

 
Паниковский
21.02.13 12:18
"зшщ" писал:
"Эта рифма уебанская, ящетаю"
Сукаааа)))))))))))
 
111
21.02.13 12:54

просмотрел по диагонали

Писал человек запредельного дебилизма.
Прям-таки открыл новые горизонты говнопейсательства.

 
я
21.02.13 13:03

В Союзе не было просто учителей математики, были "математики и физики", потом еще появились "математики и информатики". Так что, то что математичка нихрена не понимала в физике - гон.

 
Анон
21.02.13 13:27

Автор еблан и долбоёб. Не было никакого "единственного верного способа". Были просто учителя, которые и не пытались объяснить 30 половозрелым долбоёбам, как на самом деле работают все эти магнитные поля и прочий астрал. У меня учителей физики было штук пять - ну менялись они часто, почему то. Были как нормальные, которые вначале пытались объяснить суть магнитного поля, были и откровенные марсиане, которые диктовали учебник под запись и были рады, если мы тупо зубрили формулы и могли на контрольных подставить в них числа. А мы так и делали: подставляли в формулы числа, даже не пытаясь эти формулы понять. В итоге после школы я нихуя в физике не понимал, дальше, может быть, механики. И думал, что это непонятная херня и мне она не нужна. А после ВУЗа я поступил на вторую вышку в технический ВУЗ и на физике мне стало интересно, как же, блядь, работает npn переход. И я стал слушать препода и читать методичку. И ВНЕЗАПНО оказалось, что это просто и понятно, а формула - это не просто монолитная неведомая херня, а вполне понятная и легко изменяемая штука. А вот мои сокурсники продолжали подставлять циферки в непонятные для них формулы. Так что не надо мне тут про совковое образование и единственный правильный путь. Это просто сговор учеников, которым похуй на правило буравчика и учителей, у которых план и 150 долбоёбов только на параллели 10 классов. Формулы запомнили? Ну и заебись, физику вы знаете.

 
USSR
21.02.13 13:42
"парма" писал:
Когда я сказала, что Маяковского терпеть нет мОчи, меня чуть не линчивали перед всем классом. "Ты нихуя не понимаешь в поэзии!" "Мнение своё засунь, рот закрой!" И это самое невинное, что я услышала... А вообще весело было смотреть, как училка бьёцца в конвульсиях.

а ты в Незалежной попробуй на уроке литературы вякнуть, что тебе поэзия Шевченко как-то не очень - мигом запишут в потенциальные враги москали

 
ЯКУТ
23.02.13 06:22

Я поменял шесть школ,учителей не помню-сплошной калейдоскоп,видимо такие были учителя.НО,в 10-том классе у нас появилась учительница математики,приехала из Магадана,молодая девчёнка,так вот она в нас вдолбила теоремы синусов,косинусов в стихах!

 
Uhalus
26.02.13 15:09
"вапвп" писал:
Блядский аффтор - НЕ ПИЗДИ. Не нравится тебе советское образование? А нравится тебе что сейчас бесплатное образование будет только до 3 класса? А дальше бесплатными будут только три предмета - пение, физкультура и безопасность жизни? Чтобы твой ребенок как быдло был физически крепок и с песней мог на рудниках работать заботясь о своей безопасности на благо страны?
А другие предметы будут платные, общей стоимостью 600000 (шестьсот тысяч) рублей с 4 по 11 класс. То есть по 75000 рублей за год. И это типа в государственных школах - которые сейчас сокрашаются - из трех делают одну. И твоему ребенку туда просто не хватит места и ты поведешь его в коммерческую школу где цена будет уже не 75000рублей в год а значительно дороже.
Я уже не говорю что ВСЕ учебники ты уже покупаешь сам, как раньше в школьной библиотеке тебе хер чего дадут.
НРАВИТСЯ ТЕБЕ ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,АФФТОР?
Присоединяюсь! +100500! И не только к Вам, но и к другим критикам подобного высера.
 
наблюдатель
01.03.13 14:02

Полностью согласен с вами, автор мудак!

 


Последние посты:

А она хороша!
Добрая новогодняя традиция
Советский Новый год
Подписываемся!
Девушка дня
Итоги дня
Втащил своей теще
Ассорти
Как я стал пешеходом или поучительная история про одного дебила
Снегурочки


Случайные посты:

Цена бабушкиной квартиры⁠⁠
Не выходи на пенсию, не совершай ошибку
В России предложили запретить открытую продажу самогонных аппаратов
Девушки и машины
Трэш-истории
Не защитила
На ма-а-аленьком плоту ...
Говорят, русская порномоделька
Рисованные девушки
Общественный транспорт радует