Итак, во что же играли мальчики "пролетарских" районов в 70-х -- 80-х годах прошлого столетия?
Первая игра, которую я помню -- это "пристенок".
Играли в нее вдвоём на деньги. Первый игрок бил монетой по стене - и монета отлетала на землю. Второму игроку нужно было постараться ударить своей монетой так, чтобы она упала рядом с чужой. Если у него хватало пальцев руки, чтобы дотянуться до обеих монет, то он забирал чужую монетку.. Если не хватало, то бил второй - и все повторялось.
Играли в эту незамысловатую игру часами. Проигрывались и выигрывались иногда целые состояния -- ну "мальчишеские" состояния, конечно -- рублей до 10 за раз (столько стоил подержанный велосипед "с рук"). Те, у кого денег не было, играли на пробки от бутылок -- но это считалось допустимым лет до семи-восьми, после этого над играющими "на пробки" начинали издеваться. Я как-то раз проиграл аж целый рубль. который мне оставили на покупку продуктов -- был семейный скандал...
Следующая игра -- "в чику"
Все играющие сдают "в кон" по одной монетке, обычно у нас это было 3 копейки, но могли быть и до полтинника. Монеты ставятся стопкой, отмеряется шагов 10 , когда больше , когда меньше, как договоритесь, проводится черта, за неё заступать нельзя. По очереди кидают биток, как правило у каждого свой. Кто попал , забирает все монеты лежащие орлом вверх и битком бьёт по монете , лежащей "решкой" вверх. С первого раза уложил монету орлом вверх , она твоя, нет -- бьёт следующий по очереди, пока все монеты не лягут вверх орлом. Кон закончился, начинаем новый.
В "чику" играли уже мальчики постарше -- лет с 9-10. Для нее был нужен "биток" -- пластинка из свинца и его надо было отлить (ну или у кого-нить выпросить, или купить). Я сумел обзавестись битком только в Красноярске, когда мне было уже почти 11 лет, до этого я в "чику" не играл.
Еще одна игра -- "в ножички" Для неё, как Вы догадываетесь, был нужен нож -- любой, но обычно использовался перочинный. Каждый игрок играл строго СВОИМ ножом -- поэтому БЕЗ НОЖА в игру не принимали.
На земле рисуется круг (примерно 2 метра диаметром) и делится на равные части по количеству участников. Каждый участник встает в свой сектор круга. Игрок кидает перочинный ножик в сектор любого соперника. Если ножик попал (воткнулся в землю), игрок- "завоеватель" должен прочертить линию в том направлении, в котором оказалось лезвие ножа. Во время проведения линии нельзя выходить из "своего" сектора. Если вышел или заступил на черту - попытка не засчитывается. Также она не засчитывается в случае, если игрок не может довести прямую линию до границы сектора или круга. В этих случаях, а также если нож не воткнулся в землю - происходит переход хода. Когда граница очерчена, игрок у которого поделили "землю", выбирает себе любую часть и становится на нее. Остальная часть переходит к завоевателю - предыдущая граница стирается, и "завоеватель" увеличивает свои владения. Если у игрока забрали столько земли, что он не умещается на своем участке одной ногой - он выбывает из игры. Остаток его земли передается последнему "завоевателю". Играть можно было почти до бесконечности - победившим считался тот, у кого на момент окончания игры (как правило, когда уже всем надоело) был наибольший кусок "земли".
И еще одна игра -- "в кол". В нее меня научили играть в деревне, где жила моя тётя (сестра мамы) с кучей моих двоюродных братьев и сестер. А потом я уже обнаружил, что у нас в Зеленой Роще (это такой район Красноярска) в "кол" тоже играют...
Бралось деревце толщиной в руку, желательно покрепче, лиственница например, затесывалось на конце. Бралась деревянная колотушка либо кувалда, а если нет ни того, ни другого - железный колун. Выбиралась поляна или переулок, поблизости которого есть амбары, стайки, сараи, кучи бревен и прочих предметов, за которыми и под которые можно спрятаться. Кол втыкался руками в землю, и к нему прислонялась колотушка. Выбирался путем жеребьёвки, "голящий". Каждый игрок наносил по одному удару по колу, забивая его поглубже в землю. Суть игры -- пока голящий выдергивает кол, все должны спрятаться. Голящий притыкает кол к земле, ставит к нему колотушку и отправляется искать остальных игроков. Как только нашел первого -- бежит побыстрее к колу и начинает его забивать в землю. Забивает, пока найденный не добежит до кола. Теперь его очередь быть "голящим" -- вытаскивать забитый кол и искать спрятавшихся игроков. Пока ищет -- любой игрок может добежать до кола и вновь его забить -- при забитом коле "находка" игрока не засчитывалась, надо было вначале вытащить кол и найденный игрок мог за это время спрятаться опять.
В сильно упрощенной версии кол заменяли стопкой палочек, которые раскидывались в воздух ударом по доске, на одном крае которой они лежали -- такая сильно упрощенная качеля. В остальном было всё так же -- необходимо было собрать палочки и только потом идти искать, любой игрок мог подбежать и "разбить" собранные палочки и их приходилось собирать заново.